Ручной тормоз на ВАЗ 2109: регулировка и замена своими руками, проверка состояния
Содержание:
Конструкция
Регулировка или замена
Проверка состояния
Меньше работы — дольше эксплуатация?
Ручной тормоз способствует удержанию автомобиля на одном месте при длительных стоянках. Также он требуется для экстренного, аварийного торможения.
Использовать ручник для популярного среди молодых водителей дрифта настоятельно не рекомендуется.
Вид из салона
Конструкция
Система ручного тормоза (РТ) на автомобилях ВАЗ 2109 достаточно простая. Она включает в себя два основных узла:
- Тормозные устройства для задних колес;
- Механический привод.
Привод, в свою очередь, состоит из:
- Рычага ручного тормоза, расположенного в салоне по правую руку от водителя;
- Передних и задних тросов привода.
Концы заднего троса соединены с рычагами тормозных колодок ручного привода. В на участке подведения переднего тросика к задней области мы имеем дело со следующими элементами:
- Уравнитель;
- Регулирующая гайка;
- Оттяжная пружина и контргайка. Ими передний трос соединен с кронштейном кузова авто.
Отпуская рычаг, пружина ослабляет натяжение тросов и уравнитель возвращается в исходное положение. Именно тут требуется регулировка.
Демонтированная ручка РТ
Регулировка или замена
В некоторых ситуациях можно обойтись простой регулировкой тросов, но порой их приходится менять полностью.
Способ ремонта | Причины |
Регулировка тросов РТ |
|
Замена троса |
|
Прежде чем принимать окончательное решение, советуем провести проверку текущего состояния РТ и определить, нужна ли просто регулировка, либо придется менять тросик.
Проверка состояния
Нормальная регулировка РТ обеспечивает удержание автомобиля на уклоне. Это соответствует 3-8 щелчкам рукоятки на более новых девятках или 5-7 щелчкам на ВАЗ 2109, выпущенных ранее 1995 года.
Для проведения проверки выполните несколько простых операций:
- Найдите уклон, у которого имеется около 25 градусов;
- Включите ручник в необходимое положение;
- Если автомобиль начинает скатываться, ручник не держит, требуется регулировка;
- При отсутствии поблизости такого склона проверка выполняется в гаражных условиях;
- Поставьте машину на ровную поверхность, до упора поднимите ручку ручного тормоза;
- Подойдите сзади и постарайтесь с максимальной силой толкнуть автомобиль;
- Если при этом машина начала движение, РТ требует настройки;
- Проверьте работоспособность ручника на 2 щелчке на более новых версиях ВАЗ 2109 и не доходя до 5 щелчках на версиях до 1995 года. Если ручник при этом работает на полную силу, тросик перетянут. Его потребуется также отрегулировать.
Эксплуатация авто с перетянутым тросом РТ также опасна, поскольку это ведет к перегреву и износу задних тормозных колодок.
Вид снизу
Регулировка
Для регулировки тросика РТ вам потребуется яма, эстакада или подъемник. Далее действуем по следующему алгоритму.
- Поднимите ручку ручника на 2-3 щелчка из салона.
- Залезайте под автомобиль и ослабляйте затяжку контрирующей гайки уравнителя троса ручника. Перед этим гайку лучше обработать металлической щеткой, чтобы удалить всю грязь.
- Далее действуйте по обстоятельствам. Если трос перетянут, его нужно ослабить соответствующими манипуляциями с гайкой. Если же трос слишком слабо держит, гайку необходимо затянуть потуже.
- Если натяжение тросика не дает никакого результата, то элемент уже на пределе своих возможностей. Следовательно, единственное решение сложившейся ситуации — замена.
- Регулируя степень натяжения, обязательно давайте оценку регулировке троса по ходу рычага РТ. Как вы помните, в норме она составляет 3-8 щелчков для более свежих версий автомобиля ВАЗ 2109, либо 5-7 щелчков для девяток, которые выпустили до 1995 года.
- Проверяйте свободу вращения задних колес. Если вы перетяните тросик, колеса будут вращаться с усилием, не так свободно, как должны.
- Выполнив регулировку, затяните обратно контрирующую гайку и вновь проверьте работоспособность ручного тормоза путем поездки на склон или толкания машины при включенном РТ.
Процесс регулировки
Если настройка не дала положительного результата, тросик оказался изношенным, перетянутым и не позволяет отрегулировать работу РТ, придется его менять, тем самым осуществляя ремонт ручника.
Замена
В некоторых случаях тяжелое перемещение тросика в оболочке связано с отсутствием смазки. Чтобы устранить этот дефект, залейте в оболочку трансмиссионное или моторное масло. Вливайте до тех пор, пока из противоположного конца оболочки троса не выльется смазка. Не забывайте перемещать трос, пока заливаете смазочный материал.
Процедура замены тросика
Но смазка — это скорее временная мера. При обнаружении признаков износа тросика, его лучше заменить на новый. Делается это следующим образом.
- Ослабьте натяжение контрирующей гайки троса РТ.
- Открутите регулировочную гайку уравнителя, что позволит ослабить тросы привода ручника.
- Вывесите заднюю часть вашего ВАЗ 2109 с помощью домкрата, после чего снимите тормозной барабан и тормозную колодку.
- Открутите наконечник троса привода от приводного рычага.
- Отсоедините крепежную гайку, после чего демонтируйте держатель тросика РТ на балке задней подвески автомобиля.
- Извлеките втулку оболочки из отверстия, имеющегося в тормозном щите.
- Через отверстие в тормозном щите пропустите наконечник троса РТ.
- Извлеките тросик РТ из всех держателей, имеющихся на кузове вашей машины.
- Рассоедините наконечник тросика РТ с уравнителем.
- Протолкните наконечник троса из кронштейна, что позволит снять трос.
- Установите уже новенький, проверенный тросик, действуя в обратной последовательности.
- Не забудьте на завершающем этапе сборки узла отрегулировать натяжение троса и работоспособность восстановленного РТ.
Меньше работы — дольше эксплуатация?
Многие водители считают, что редкое использование ручного тормоза обеспечивает максимальную работоспособность данного узла. На самом деле подобная попытка сохранить ресурс РТ дает совершенно противоположный эффект.
Чем реже вы используете ручник на вашем автомобиле, тем меньше перемещений осуществляет трос в своей оболочке. Это приводит к потере эффективности, работоспособности тросика. Потеря подвижности ведет к появлению обрывов при редких включениях ручного тормоза. Как результат, в самый неподходящий момент машина не стоит на месте, как ей положено.
Чтобы не допустить проблем с РТ, периодически осматривайте состояние узла, а также не забывайте выжимать ручку стояночного тормоза тогда, когда это необходимо и требуется правилами ПДД.
Загрузка …ВАЗ 2109 Регулировка стояночного тормоза. Периодичность проверки
Проверять и регулировать стояночный тормоз нужно через каждые 30 000 км пробега проверяйте и при необходимости регулируйте стояночный тормоз.
Согласно Правилам дорожного движения стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне 25% при перемещении рычага стояночного тормоза на 2–8 щелчков (на моделях выпуска до 1995 г. на 5–7 щелчков).
Для проверки стояночного тормоза установите автомобиль на ровной площадке. Поднимите рычаг стояночного тормоза на 2–3 щелчка. С помощью домкрата приподнимите одно из задних колес. Если ручной тормоз отрегулирован правильно, провернуть поднятое колесо можно лишь приложив очень большое усилие.
Проверьте рабочий ход рычага. Если ход рычага больше 8 щелчков, ручной тормоз не удержит автомобиль на спуске. Если ход меньше 2 щелчков, во время движения возможна частичная блокировка колес. В обоих случаях стояночный тормоз надо отрегулировать.
Регулировку рекомендуем проводить на подъемнике, эстакаде или смотровой канаве.
1. Поднимите рычаг стояночного тормоза на 1–2 щелчка.
2. Ослабьте контргайку уравнителя.
3. Заверните регулировочную гайку уравнителя до момента натяжения троса привода стояночного тормоза. Если трос не удается натянуть, замените его.
4. Проверьте — полный рабочий ход рычага стояночного тормоза должен составлять 2–4 щелчка (на моделях выпуска до 1995 г. 4–5 щелчков).
5. После проверки рабочего хода до упора затяните контргайку уравнителя.
6. Опустите рычаг стояночного тормоза до упора и проверните задние колеса. Они должны вращаться равномерно, без рывков.
устройство стояночного тормоза ваз 2109Как натянуть ручник на ваз 2109: Пошаговая инструкция и Видео!
«Снимись с ручника!». Наверняка многие из вас слышали такое выражение. В быту такое выражение означает пожелание быстрее думать и шевелить мозгами. В суровой реальности Правил дорожного движения нет выражения «ручной тормоз», однако, имеется понятие «стояночный тормоз», которым обозначают деталь автомобиля, надежно фиксирующую его положение на стоянке.
Стояночный тормоз незаменим, если вам необходимо припарковать свое авто на площадке, имеющий небольшой уклон. Если не фиксировать на такой местности машину стояночным тормозом – то вполне возможно вы найдёте ее на том месте, где вы ее оставили. И ладно бы машины просто уезжали, нет, они норовят при этом еще и врезаться в соседние автомобили, что явно не прибавит вам позитивного отношения к жизни.
Стандартной процедурой парковки, которой обучают во всех школах является выставление рычага коробки передач в нейтральное положение и установка стояночного тормоза – того самого ручника. Необходимо помнить, что именно такой способ парковки обеспечивает достаточную безопасность.
Но, как и все в этом мире — стояночный ручной тормоз имеет свой срок службы. В ходе его эксплуатации его детали и механизмы изнашиваются. Особенно часто водители жалуются на ослабление натяжение тросика, который, собственно и передает усилие на тормозные накладки.
Не стоит ждать того момента, когда ваш тросик ручника ослабнет. Произойти это может в самый неподходящий момент. Поэтому лучше всего руководствоваться инструкцией по эксплуатации и проводить проверку натяжения и регулировку тросика ручника через 30 тысяч километров пробега.
Чтобы проверить и отрегулировать натяжение ручника на модели авто ВАЗ 2109 вам понадобится рожковый ключ.
В начальном этапе проверки вытяните рычаг стояночного тормоза на два щелчка.
Возвратите рычаг в исходное положение. Вывесив заднюю часть машины, попытайтесь покрутить задние колеса. Если они свободно вращаются – значит, операция проведена верно.
Процедура натяжения тросика ручного стояночного тормоза на ВАЗ 2109 занимает около двадцати минут. После этого вы можете быть уверены в его правильной работе.
Видео — Как натянуть ручник на ваз 2109
Регулировка ручного тормоза ВАЗ 2108 2109 VAZ(восьмёрка, девятка)
Периодичность
Через каждые 30 000 км пробега проверяйте и при необходимости регулируйте стояночный тормоз.
Согласно Правилам дорожного движения стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне 25% при перемещении рычага ручного тормоза на 2–8 щелчков (на моделях выпуска до 1995 г. на 5–7 щелчков).
Для проверки ручного тормоза установите автомобиль на ровной площадке. Поднимите рычаг ручного тормоза на 2–3 щелчка. С помощью домкрата приподнимите одно из задних колес. Если ручной тормоз отрегулирован правильно, провернуть поднятое колесо можно лишь приложив очень большое усилие.
Проверьте рабочий ход рычага. Если ход рычага больше 8 щелчков, ручной тормоз не удержит автомобиль на спуске. Если ход меньше 2 щелчков, во время движения возможна частичная блокировка колес. В обоих случаях стояночный тормоз надо отрегулировать.
Регулировку рекомендуем проводить на подъемнике, эстакаде или смотровой канаве.
Порядок работ
|
Ваз 2109 — как отрегулировать стояночный тормоз
Проверку и регулировку стояночного тормоза на автомобиле ваз 2109 выполняйте в случае, когда ручник перестал держать автомобиль на склоне, либо перед проведением планового технического осмотра. В данной статье рассмотрим способы проверки работы ручника и последующей регулировке, если возникнет такая необходимость.
Нормальной регулировкой считается такая, при которой ручник будет удерживать автомобиль на уклоне равном 25%, что соответствует 3-8 щелчкам рукоятки, а на автомобилях до 1995 года выпуска — 5-7 щелчков. Таким образом для проверки необходимо заехать на подходящий склон. Если уклона рядом нет, то в этом случае автомобиль ставим на ровную площадку и подымаем ручник до упора вверх. При таком положение попробуйте со всей силы столкнуть авто с места, если у вас это получится, значит стояночный тормоз плохо работает или не работает совсем.
Регулировку выполнять так же необходимо если ручник сильной перетянут и начинает срабатывать в полную силу на втором щелчке или не доходя до пятого на авто до 1995 г.в. Такая неисправность будет вызывать сильный перегрев и износ задних тормозных колодок.
Для выполнения ремонтных работ автомобиль необходимо загнать на яму, эстакаду или поднять на подъемниках. Порядок проведения ремонтных работ выглядит следующим образом:
- В салоне автомобиля подымите рукоятку ручника на 2-3 щелчка.
- Далее лезем под автомобиль и ослабляем затяжку контргайки уравнителя троса. Предварительно гайку необходимо очистить от грязи металлической щеткой.
- Теперь в зависимости от цели, нам необходимо либо затягивать регулировочную гайку, тем самым натягивая трос, либо наоборот ослаблять, если ручник сильно перетянут. Если в процессе регулировки трос не удается натянуть, то это говорит о том, что он уже вытянулся и требуется замена на новый.
- В процессе регулировки не забывайте оценивать степень натяжения троса по ходу рычага ручника. Напомним, что норма должна составлять 3-8 щелчков и 5-7 для авто до 1995 г.в.
- Так же в процессе проверяйте качество вращения задних колес, чтобы предотвратить чрезмерное натяжение троса. Колеса должны вращаться свободно.
- На заключительном этапе затяните контргайку.
На этом ремонтные работы по регулировке стояночного тормоза ваз 2109 завершены.
проверка и регулировка привода стояночного тормоза на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
По Правилам дорожного движения стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне 25% при перемещении рычага ручного тормоза на 2-8 щелчков (на моделях выпуска до 1995 г. — на 5-7 щелчков). Практически вы можете проверить регулировку стояночного тормоза, установив автомобиль на ровную площадку. Поднимите рычаг стояночного тормоза до упора и попробуйте изо всей силы сдвинуть автомобиль с места. Если вам это удалось, значит, нужно отрегулировать ручной тормоз. Проверьте ход рычага ручного тормоза. Если ход рычага ручного тормоза больше 8 щелчков, ручной тормоз не удержит автомобиль на спуске. Если ход рычага ручного тормоза меньше 2 щелчков, то во время движения есть вероятность подтормаживания задних колес. В обоих случаях надо отрегулировать стояночный тормоз.
1. Только на моделях автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 выпуска до 1995 г. поднимите рычаг стояночного тормоза на 1-2 щелчка.
2. Ослабьте контргайку уравнителя троса стояночного тормоза.
3. Заверните регулировочную гайку уравнителя до момента натяжения троса привода стояночного тормоза. Если трос привода стояночного тормоза не удается натянуть, значит, трос надо заменить.
4. Проверьте полный ход рычага стояночного тормоза, он должен быть 2-4 щелчка (на моделях автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 выпуска до 1995 г.- 4-5 щелчков).
замена троса привода ручного тормоза на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Если снятый с автомобиля трос ручного тормоза тяжело перемещается в оболочке, смажьте трос, заливайте трансмиссионное или моторное масло в оболочку троса ручного тормоза до тех пор, пока смазка не начнет вытекать с противоположного конца оболочки троса. В процессе заливки смазки периодически перемещайте трос ручного тормоза в оболочке.
Замените на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 трос ручного тормоза при следующих неисправностях:
— произошло ослабление наконечников троса ручного тормоза;
— начали рваться нити троса ручного тормоза;
— трос ручного тормоза тяжело перемещается в оболочке даже после его смазки.
2. Отверните регулировочную гайку уравнителя троса ручного тормоза, чтобы ослабить тросы привода ручного тормоза.
3. Вывесите заднюю часть автомобиля, снимите тормозной барабан и заднюю тормозную колодку (см. «Замена тормозного барабана»), (см. «Замена задних тормозных колодок»).
6. Выньте втулку оболочки троса ручного тормоза из отверстия в тормозном щите.
6:650 7. Пропустите наконечник троса ручного тормоза через отверстие в тормозном щите.7:1304 8. Выньте трос ручного тормоза из всех держателей на кузове автомобиля.8:1942 9. Отсоедините наконечник тросручного тормоза от уравнителя.
9:565 10. Вытолкните наконечник троса ручного тормоза из кронштейна и снимите трос.11. Установите на автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 новый трос ручного тормоза в порядке, обратном снятию. Отрегулируйте стояночный тормоз.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Некоторые водители, стремясь поменьше изнашивать трос стояночного тормоза, стараются реже пользоваться им. Такая «экономия» приводит к обратному результату — трос ручного тормоза, редко перемещаясь в оболочке, постепенно теряет подвижность и в конечном итоге заклинивает и обрывается. Пользуйтесь стояночным тормозом во всех случаях, когда это необходимо.
следующая статья:
проверка и регулировка привода стояночного тормоза на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
По Правилам дорожного движения стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне 25% при перемещении
10:2585 16602