Что такое шаровая опора. Особенности, принцип работы, устройство и ресурс
ЧТО ТАКОЕ ШАРОВАЯ ОПОРА. ОСОБЕННОСТИ, ПРИНЦИП РАБОТЫ, УСТРОЙСТВО И РЕСУРС
Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется шаровой опорой передней подвески автомобиля, каков принцип работы и устройство механизма, какие разновидности элемента существуют и как определить износ детали. Кроме того, расскажем про то, сколько по времени и пробегу составляет ресурс элемента подвески при правильной эксплуатации автомобиля, из каких компонентов состоит шаровая опора, а также, какую конструкцию со строением имеет типовой механизм того или иного транспортного средства. В заключении поговорим о том, как нужно обслуживать шаровую опору, чтобы она прослужила не только гарантийный срок, что влияет на ускоренный износ деталей подвески на примере шаровых опор, а также можно ли ремонтировать и восстанавливать узел.
Шаровая опора является одним из ключевых узлов передней подвески любого транспортного средства. Хотя еще буквально лет 10 назад эти механизмы также использовали в задней подвески наравне с передними элементами. Как правило, шаровые опоры крепили на задней оси машины, однако массового характера такое производство не получило, из-за не целесообразности в плане затрат. Дело в том, что в былые годы некоторые автопроизводители ограниченными партиями создавали автомобили, которые могли подруливать задними колесами в такт передним, поэтому без шаровых опор в задней подвески, было просто не обойтись. Сама по себе опора говоря простым языком, представляет из себя специальный опорный подшипник, который дает возможность колесам
ЧТО ТАКОЕ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПОДВЕСКА. ОСОБЕННОСТИ И СТРОЕНИЕ
Итак, что же называется шаровой опорой автомобиля? Шаровое крепление или опора представляет из себя соединительную часть, которая обеспечивает закрепленным на ней механизмам вращаться в нескольких
Таким образом, шаровое крепление или опора выполняет важнейшую функцию по изменению наклона колес автомобиля в процессе стоянки и во время движения. Кроме того, данный механизм выполняет сложные работы и постоянно функционирует под сильной нагрузкой. На сегодняшний день, благодаря технологиям в автомобилестроении, шаровые опорые продвинулись далеко вперед, поэтому срок службы таких деталей порой может достигать сотен тысяч километров пробега
.1. ОСОБЕННОСТИ, УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ ШАРОВОЙ ОПОРЫ
Само по себе устройство шаровой опоры считается до боли простым и благодаря этому достаточно надежным. Как правило, типовая конструкция шаровой опоры состоит из следующих элементов:
— Металлический стержень, который еще называется «пальцем» шаровой опоры и идет вместе с шарообразным наконечником с одной стороны и резьбой с другой;
— Резиновый чехол или пыльник, который представляет из себя эластичный защитный механизм обеспечивающий герметизацию стержня шаровой опоры. Справочно заметим, что зачастую внутри пыльника идет специальная смазка, которая обеспечивает оптимальное трение деталей;
— Цилиндрический корпус, как правило, изготавливается из
— Вкладыш, изготовленный из полимерного материала. Зачастую вкладыш состоит из 2-ух частей: нижней, ее еще называют чашкой и верхней, которая именуется, как упор;
— Шайба прижимного типа, которая закрепляет полимерный вкладыш;
— Прижим шайбы или завальцовка, которая является своеобразным дном шаровой опоры.
Как видим устройство механизма действительно, что ни есть простое. Строение шаровой опоры основано на металлическом корпусе, в который устанавливается вкладыш, после чего в него вставляется стержень, он же «палец«, а шарообразный упор остается в полимерной оболочке. Еще один элемент полимера, как бы закрывает вторую часть металлического шара таким образом, что он получается плотно прижатым с двух сторон. Дно шаровой закрывается прижимной шайбой и запечатывается.
Справочно заметим, что шар наконечника очень плотно закрыт в полимерных корпусах, причем настолько сильно он запечатан, что в новом механизме нет даже минимального люфта. Кроме того, шаровая снабжена еще одним специальным внешним резиновым пыльником, который играет защитную функцию и продлевает ресурс всего механизма, причем значительно.
А теперь, когда мы знаем, из каких компонентов состоит шаровая опора, стоит разобраться,
Если погрузиться в историю и вспомнить старые машины марки Жигули, которые в основном все были заднеприводные, то шаровых опор у них было 3 единицы, причем 2 элемента находились в лопухах, что позволяло вращаться суппорту
вместе с колесом. Третья опора устанавливалась в рулевой тяге и производила толкание колеса. Если рассматривать подвеску по типу действия McPherson, то конструкцию и расположение шаровых в них намного упростили. Кстати такие подвески сегодня устанавливаются на большинство современных автомобилей и они оснащаются одним верхним опорным подшипником, который позволяет вращаться стойке и суппорту, а снизу осталась опора шарового типа. Кроме того, такая подвеска еще имеет рулевые наконечники, которые обеспечивают толкание суппорта и производят поворачивание колеса в нужном направлении. Справочно заметим, что в такой подвески, шаровых креплений только две единицы.
Однако не все современные подвески
Таким образом, когда водитель находясь в салоне автомобиля поворачивает рулевое колесо в ту или иную сторону, то при помощи рулевой рейки усилие переходит на суппорт и чтобы он повернулся вместе с колесами, необходимы шарнирные соединения, работу которых выполняют шаровые опоры, рулевые наконечники с опорным подшипником.
2. РЕСУРС, ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И РЕМОНТ ШАРОВЫХ ОПОР
Что касается срока службы шаровых опор, то этот показатель полностью зависит от полимерного вкладыша, который находится внутри механизма. Как правило, вкладыш со временем разбивается и металлический стержень начинает люфтить, тем самым уничтожая пластик. Когда это происходит, то появляются посторонние щелчки и стуки, особенно на неровной дороге. Справочно заметим, что благодаря развитию технологий в области автомобилестроения, срок службы внутренних и внешних элементов шаровых опор значительно увеличился, причем в разы.
Если вспомнить отечественные машины, например все те же «Жигули«, то ресурс шаровых опор был не более 25-30 тысяч километров пробега. Если мы будем рассматривать современную переднеприводную иномарку, в которой опоры устанавливаются в передней подвески, то в среднем их ресурс составляет от 150 до 180 тысяч километров пробега. Как видим, технологии действительно помогли значительно увеличить срок службы элементов подвески, на примере шаровых опор.
Справочно заметим, что автомеханики рекомендуют осматривать и проверять такие элементы подвески, как рулевые опоры и шаровые в машинах с пробегами более 100 тысяч хотя бы 1 раз в 2 года или каждые 30-40 тысяч километров. Если автомобиль покупался новым у дилера, то плановый осмотр шаровых опор должен осуществляться на 5-ом по счету техобслуживании. Главной же причиной преждевременного выхода из строя шаровой опоры считается прорыв резинового защитного пыльника. После того, как пыльник приходит в негодность, то в шарнирное соединение почти сразу проникает грязь с дорог, которая крайне пагубно влияет на полимерный элемент. Когда грязь вступает в контакт с полимером, то происходит трение песка о деталь на подобии наждачной бумаги.
Как видим, самым слабым звеном в шаровой опоре после того, как прорывается пыльник становится полимерная вставка, которая начинает ускоренно изнашиваться. После износа полимера, стержень начинает свое неконтролируемое движение сверху-вниз и обратно, то есть образуется люфт в механизме, что добивает узел изнутри. Таким образом, косвенным признаком, который свидетельствуют о начале ускоренного износа шаровой опоры являются скрипы и стуки. Когда появляются звуки со стороны шаровой, то рекомендуется производить замену или ремонт механизма, причем без отлагательств.
Итак, стоит ли ремонтировать шаровые опоры, которые вышли из строя? Как видим диагностировать механизм на неисправность довольно просто, нам в этом помогают появившиеся стуки со скрипами при поворотах рулевого колеса во время стоянки или движения со стороны передней подвески. Кроме того, выявить проблемы с шаровой можно при помощи обычного лома, который вставляют между опорой и рычагом в районе корпуса суппорта и начинают слегка покачивать инструмент. Если шаровая опора находится в исправном состоянии, то стуков во время ее проверки возникать не должно, а если узел неисправен, то обнаружится люфт, который свидетельствует о замене или ремонте механизма.
Самым простым способ в ремонте шаровой опоры является замена механизма на новый и как считают многие специалисты по ремонту автомобилей, такой вариант является самым верным, с точки зрения безопасности. Шаровая опора стоит совсем небольших денег и 1 раз 100 тысяч километров пробега ее вполне можно заменить на новую. Справочно заметим, что шаровые лучше всего менять парами, даже если застучала только одна. После замены механизмов, рекомендуется производить регулировку развала и схождения колес автомобиля.
Что касается ремонта шаровой опоры, то он сводится к замене изношенных деталей механизма на новые. Как правило, первой деталью, которая выходит из строя считается полимерная вставка и защитный резиновый пыльник. Также сегодня в автомагазинах можно найти специальные ремонтные комплекты к шаровым опорам, которые стоят совсем недорого и при этом в комплекте будут идти все необходимые запчасти для приведения опоры в порядок. Но опять же, порой лучше не экономить на таких узлах, как шаровая, все таки безопасность стоит дороже.
Однако, что касается современных автомобилей, то зачастую шаровые опоры у них идут не разборные и ремкомплект нам в ремонте не поможет, так как механизм необходимо будет менять в сборе. Хотя конечно земля русская славится народными умельцами, которые и блоху подковать смогут. Гаражные специалисты придерживаются такой версии, что сама по себе шаровая — вечная, в ней только время от времени нужно менять полимерную вставку, однако качественно сделать данный элемент получается не у всех мастеров. Справочно заметим, что неправильно восстановленная шаровая опора гораздо страшней, чем даже неисправная, так как неизвестно, как она поведет себя на дороге. Лучше всего покупать оригинальные опоры и быть уверенным в своей безопасности на дороге.
Видео обзор: «Что такое шаровая опора. Особенности, принцип работы, устройство и ресурс»
В заключении отметим, что шаровая опора автомобиля независимо от ее вида играет одну из ключевых ролей в системе подвески того или иного транспортного средства. Кроме того, стоит помнить, что шаровую опору и ее элементы, необходимо систематически осматривать на наличие повреждений и течи смазки. Особое внимание нужно уделять резиновым пыльникам механизма, так как зачастую из-за во время недосмотренных повреждений на защитных элементов, шаровая способна очень быстро выходить из строя. Напомним, что при замене изношенной шаровой на новую, не стоит забывать про развал-схождение колес.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ.
ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
bazliter.ru
Что такое шаровая опора? — e-fee.ru
Что такое шаровая опора?В подвеске современного автомобиля одним из важных элементов является шаровая опора, которая пришла на смену конструкции соединяющую ступицу колеса и рычаг подвески под названием шкворень.
Назначением шаровой опоры является сохранение колеса в горизонтальном положении во время вертикального перемещения, т.е. когда происходит его поворот.
Как работает шаровая опора Благодаря конструкции шаровой опоры, которая состоит из конусообразного вращающегося и перемещающегося на небольшие углы пальца, вставленного в корпус с сферическим или грибообразным наконечником. Важно помнить, что на эту деталь приходится основная масса автомобиля, поэтому необходимо уделять особое внимание шаровой опоре во время проведения очередного технического осмотра вашего автомобиля. Также стоит знать, если на мелких неровностях дорого вы слышите слабое постукивание подвески в районе передних колес, скорей всего причиной этого стука является увеличившийся зазор между наконечником и внутренней части корпуса шаровой опоры, что свидетельствует о недопустимом ее износе. Эксплуатация автомобиля с разбитой шаровой опорой недопустима, так как при определенных положениях пальца и существующих нагрузках рычаг может отсоединиться от ступицы, с последующим отрывом колеса.
— При замене, покупайте шаровые опоры известных производителей
— Избегайте быстрой езды по неровной дороге
— Следите чтобы на пыльнике шаровой опоры не было трещин и повреждений в противном случае попадание на внутренние рабочие поверхности песка и грязи приведет к быстрому их износу
e-fee.ru
Проверка шаровой. 3 способка как можно проверить шыровые опоры_
Вопрос как проверить шаровую опору может волновать как при появлении симптомов ее неисправности, так и элементарно при покупке новой. Существует три основных метода проверки исправности — без вывешивания колес, с поддомкрачиванием машины и при помощи подъемника, на котором поднимают автомобиль (обычно используют в автосервисе). Также проверка зависит от типа шаровой опоры — однорычажная (другое название подвеска Макферсона) и многорычажная. Кроме того выделяют нижнюю и верхнюю опоры. Несмотря на разнообразие, методы проверки во многом схожи, и доступны практически любому автовладельцу, имеющему элементарные навыки выполнения ремонтных работ в автомобиле.
Содержание:
Как понять что шаровая разбита
Понять что нужна проверка шаровой опоры можно по одному из четырех главных признаков:
- появление стука, исходящего от передних колес, во время езды по неровностям, особенно на большой скорости;
- виляние авто со стороны в сторону при прямолинейном движении по дороге;
- шаровая скрипит при повороте руля в одну или другую сторону;
- передние покрышки имеют неравномерный износ, в частности, больше изнашивается то колесо, где установлена проблемная шаровая, а сам износ больше на внутренней поверхности покрышки.
При появлении хотя бы одного из перечисленных признаков рекомендуется выполнить проверку элементов подвески автомобиля, в том числе шаровых опор. И желательно сделать это как можно раньше, чтобы, во-первых, сэкономить на ремонте, а во-вторых, обезопасить себя и пассажиров во время движения, поскольку неисправная шаровая опора несет в себе потенциальную угрозу.
Методы проверки шаровой опоры
Существует 3 основных метода, позволяющих автовладельцу самому проверить состояние шаровой автомобиля. Первый и самый простой — не снимая колеса и даже не поддомкрачивая машину. Второй — с использованием домкрата (нужно вывешивать колеса поочередно). Третий — с использованием подъемника. Такой метод доступен правда лишь в условиях СТО, но подобный метод диагностики дает самый точный ответ на вопрос о состоянии шаровой опоры автомобиля. Также методы проверки отличаются в зависимости от того, к какому типу относится шаровая — однорычажному или многорычажному. Так что рассмотрим более детально исправность шаровой без подъемника ориентируясь лишь стук, люфт и степень износа по тому как шар болтается в корпусе.
Типы шаровых опор
Выбор метода проверки зависит от типа используемых в автомобиле шаровых опор. Как указывалось выше, они бывают двух типов, в частности:
- Однорычажная или типа Макферсон. Конструкция выполнена таким образом, что в верхней части колесо и его ступица держится на стойке, и вместе с этим снизу опирается на рычаг, с которым контактирует шаровая опора. Такая конструкция используется в большинстве обычных бюджетных автомобилей и чаще всего описывается проверка именно такого типа устройства.
- Многорычажная. Здесь конструкция предполагает наличие двух рычагов — верхнего и нижнего, к которым прикреплен поворотный кулак. В соответствии с тем, что рычагов два, то и шарниров имеется два, по одному с каждой стороны.
Как проверить шаровую опору без подъемника
Далее рассмотрим по порядку алгоритм поиска износа шаровых различных типов, что правда зачастую методы их проверки во многом схожи, соответственно, их можно использовать для разных типов шаровых шарниров.
Как проверить верхнюю шаровую на машине
Для проверки исправности верхней многорычажной шаровой опоры необходимо следовать по следующему алгоритму (он даст возможность проверить люфт):
- Машину необходимо установить на ровную площадку и установить на ручной тормоз.
- Попросите помощника сесть на место водителя и нажать на педаль тормоза. Вместо помощника можно зафиксировать педаль тормоза с помощью подручных средств (тяжелого предмета, упертой в педаль монтировки). Фиксация тормоза исключает возможное появление люфта ступичного подшипника при его наличии.
- Возьмитесь руками за верхнюю часть колеса и раскачивайте его в направлении, перпендикулярном движению машины, то есть, от себе/к себе.
Проверка верхней шаровой
Если в верхнем шарнире на опоре имеется люфт, то в процессе описанной проверки он будет четко ощущаться. Также при этом возможно будут слышны щелчки или скрипы, исходящие из шаровой опоры. Однако зачастую такая проверка подходит лишь в случае значительного износа, на начальном этапе подобный алгоритм может не дать результата.
Поэтому для проверки лучше воспользоваться домкратом. Алгоритм будет тот же самый, однако отличие будет состоять в том, что раскачивать нужно не только верхнюю часть колеса, но и нижнюю, и боковые. В частности, можно взяться одной рукой за верхнюю часть колеса, а другой — за нижнюю. Далее раскачивать колесо в вертикальной плоскости. Аналогичную проверку можно выполнить, если одной рукой взяться за левую часть колеса, а другой за правую. Раскачивать колесо в этом случае надо в горизонтальной плоскости. Если имеют место люфт и «нездоровые» скрипящие звуки, то необходимо заменить опору на новую. Кот такие простые действия помогут проверить шаровые не снимая и без подъемника.
Как проверить исправность нижней шаровой
Проверить нижние шаровые можно так само как и в случае с верхними, но результат будет намного эффективнее если задействовать монтировку и установить машину на эстакаде или подъемнике. Нужно просовывать монтажку между цапфой и рычагом, чтобы разгрузить шаровую опору и проверить возможность ее движения. Приведенные ниже методы проверки подходят для проверки однорычажной системы.
Проверка нижних шаровых на подъемнике
Проверка шаровой видео инструкция
Так, для проверки нижней шаровой в однорычажной системе подвески необходимо использовать домкрат и монтировку. Машину желательно загнать на эстакаду (смотровую яму) либо на подъемник с тем, чтобы было удобнее выполнять диагностику. Алгоритм проверки в данном случае будет следующим:
- Установить машину на эстакаду (с установкой на ручной тормоз) либо на подъемник.
- Если используется смотровая яма или эстакада, то необходимо воспользоваться домкратом, в частности, вывесить то колесо, опора которого проверяется. Подъемник с машиной, естественно, нужно поднять до удобной высоты.
- Аккуратно, таким образом, чтобы не порвать пыльник (его тоже нужно будет проверить) заложить плоский конец монтировки между проушиной поворотного кулака (цапфа) и рычагом опоры.
- Далее нужно аккуратно покачать монтировкой вверх и вниз таким образом, чтобы разгрузить и вновь загрузить проверяемый шарнир. То есть, шаровой палец будет двигаться в вертикальном направлении.
- Если шарнир исправен — люфта под монтировкой быть не должно. Если он есть — его сразу будет видно на глаз и даже ощущаться на ощупь. Наличие люфта — прямое указание на то, что шаровая опора пришла в негодность и требует замены.
Обязательно нужно повторить аналогичную проверку с противоположной стороны, поскольку зачастую шаровые опоры выходят из строя попарно (как и устанавливаются/меняются на автомобиле), пусть и с меньшим износом.
Проверка нижней шаровой опоры на машине без подъемника
Метод проверки шаровой без подъемника можно осуществить с помощью дополнительного упора, наподобие пенька, способного выдержать массу автомобиля либо подобной конструкции.
Так, вначале надо поддомкратить испытуемое колесо, после чего под шаровую поместить упор таким образом, чтобы нагрузить шаровую опору. Если она находится в относительном порядке, то колесо автомобиля останется в подвешенном состоянии и будет беспрепятственно вращаться, не издавая посторонних стучащих звуков. Если при вращении колеса в нем чувствуется биение и стук — значит, шаровая опора вышла из строя и подлежит замене.
Конструкция подвески некоторых автомобилей еще предусматривает и наличие диагностического отверстия, специально сделанного для измерения расстояния от поверхности шаровой опоры до основания пальца. Однако при этом необходимо знать допустимые значения соответствующих расстояний. Их можно узнать из технической документации. Расстояние проверяется измерительными приборами. Наличие указанного отверстия значительно упрощает процесс диагностики шаровой опоры на износ своими руками без каких либо приспособлений.
Проверка пыльника шарового шарнира
В процессе проверки состояния шаровой опоры обязательно нужно обратить внимание на ее пыльник. Он выполнен из резины и его задача состоит в том, чтобы не допустить попадания внутрь шарнира влаги, пыли и различного мусора с дороги в процессе эксплуатации машины. Пыльник, по большому счету, является расходным материалом и подлежит периодической замене. В результате перепада температур (в том числе зимой), механических воздействий, повреждений и просто в процессе старения на его резиновом корпусе могут появиться сначала мелкие, а потом все более укрупняющиеся трещины, через которые пыль, песок и прочий мелкий мусор будет попадать внутрь шаровой опоры. Эта смесь будет работать в качестве абразива, постепенно разрушая металлические поверхности и вымывая смазку.
Поэтому при выполнении ревизии всегда нужно обращать внимание на состояние пыльника, наличие в нем мусора и смазки. Если он поврежден — его нужно обязательно заменить на новый, поскольку использование порванного пыльника ведет к резкому снижению общего ресурса шаровой. А при замене пыльника на новый нужно не забыть набить его смазкой («Литолом», ШРБ-4 или их аналогами).
Существует еще один нестандартный метод проверки шаровой, в частности, из-за повреждения пыльника. В частности, метод подойдет для проверки на машинах, у которых шаровая стоит вертикально пальцем вверх, то есть, вода если попадает внутрь, то остается внутри как в сосуде, а попадает она сверху через уплотнение сальника. Так, на машинах, где сложно демонтировать и вообще добраться до опоры, можно взять обычный медицинский шприц с иголкой и налить в него немного жидкого масла (2…3 кубика). Далее нужно в верхней части иголкой шприца проткнуть пыльник и залить внутрь имеющееся масло. После этого сравнить характер старого стука и стука после заливки масла. Если появилась разница — значит, шаровая вышла из строя и ее желательно заменить. Что касается дырки от иглы, то через нее вода не попадет внутрь, поэтому автовладелец может быть спокоен на счет этого.
Проверка новой шаровой опоры
Многие новые автомобильные детали даже с завода имеют не такое высокое качество, как того хотелось бы автолюбителю. Особенно это касается бюджетных запчастей от малоизвестных китайских и прочих брендов. Актуально это и для новых шаровых. Поэтому перед покупкой запчасти имеет смысл проверить ее состояние путем визуального осмотра. К слову, подобную проверку можно выполнять и в случае, если по каким-либо причинам автовладелец демонтировал проблемную шаровую. Что касается ремонта, то современные шаровые являются неремонтопригодными, а вот старые детали для «Москвичей» или ВАЗа-классики зачастую выполнялись с возможностью замены полимерного вкладыша, то есть, с возможностью восстановления.
Самый простой метод проверки снятой или новой шаровой является процедура с переворачиванием их шаровым пальцем вниз. Если при этом верхний (при переворачивании соответственно нижний) конец пальца под собственным весом опустился вниз (а тем более если попросту выпал из посадочного места), то такая шаровая заведомо неисправна и подлежит замене. Даже если большого люфта в ней еще нет, это лишь дело времени. Аналогично имеет смысл подергать шаровой палец из стороны в сторону на его посадочном месте. Мало того что люфт должен отсутствовать, так и само перемещение должно быть с небольшим усилием!
Зачастую на рынке или в автомагазинах можно встретить шаровые, пальцы которых ходят очень туго. Если новая шаровая качественная, то после сдвига пальца в сторону он должен продолжать двигаться легко и без больших усилий. Если он все так же продолжает двигаться с трудом — от покупки такой детали лучше отказаться, она некачественная.
Другой признак некачественных (в основном, китайских) шаровых опор — наличие у них тавотницы, либо места под нее. У оригинальных качественных опор тавотницы быть не должно (грубо говоря, считается, что тавотница — это прошлый век). Для справки — тавотница это старое название пресс-масленки. Название происходит от слова тавот, как раньше назывались смазочные масла. Соответственно, тавотница — это приспособление для подачи смазочного материала.
Также у новой шаровой необходимо обязательно осмотреть целостность пыльника. Он не только не должен иметь повреждений (даже мелких трещин), но и под ним должно быть обильное количество смазки. В противном случае автовладельцу лучше набить смазочный материал в пыльник самостоятельно перед установкой его на машину.
Заключение
Лучше всего проверять работоспособность шаровой опоры на подъемнике, однако и своими руками вполне можно обойтись, воспользовавшись домкратом и монтировкой. Также не забудьте проверить пыльник. Главное, выполнить проверку своевременно с тем, чтобы заменить шаровую на той стадии, когда она еще не угрожает безопасности водителя и пассажиров при движении автомобиля!
Также часто спрашивают о проверке шаровой:
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
etlib.ru
шаровой — это… Что такое шаровой?
шаровой — шаровидный, шарообразный, сферический, сферичный; омбилический; шаровый, бесплатный, толстый, дармовой, полный, наркоман Словарь русских синонимов. шаровой прил. 1. • серый • стальной • свинцовый • мышиный • мышастый … Словарь синонимов
ШАРОВОЙ — ШАРОВОЙ, шаровая, шаровое. прил. к шар1. Шаровая поверхность. Шаровой сегмент. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ШАРОВОЙ — ШАРОВОЙ, ая, ое. 1. см. шар. 2. Имеющий форму шара. Шаровая молния. 3. Имеющий шаровидные устройства, детали. Шаровая мельница. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Шаровой — прил. 1. соотн. с сущ. шар I, связанный с ним 2. Свойственный шару [шар I], характерный для него. 3. Имеющий форму шара [шар I 1.]. 4. Имеющий в своей конструкции шаровидные детали. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
шаровой — шаровой, шаровая, шаровое, шаровые, шарового, шаровой, шарового, шаровых, шаровому, шаровой, шаровому, шаровым, шаровой, шаровую, шаровое, шаровые, шарового, шаровую, шаровое, шаровых, шаровым, шаровой, шаровою, шаровым, шаровыми, шаровом,… … Формы слов
шаровой — ШАРОВИДНЫЙ, ая, ое, ШАРОВОЙ1, ая, ое. Толстый, полный; с развитыми мышцами (о человеке). Штангисты ребята шаровидные. Шаровая молния толстая, энергичная женщина … Словарь русского арго
шаровой — шаров ой (к шар) … Русский орфографический словарь
шаровой — нарк. наркоман … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
шаровой — … Орфографический словарь русского языка
шаровой — Syn: омбилический … Тезаурус русской деловой лексики
шаровой — ая, ое. 1. к Шар (1 зн.). Ш ая поверхность. Ш. сегмент, сектор. 2. Имеющий форму шара; шаровидный. Ш. шарнир. Ш ая мина. Ш ая молния (редко встречающаяся форма молнии в виде шара красноватого или ослепительно белого цвета). 3. Имеющий в своей… … Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
шаровой — это… Что такое шаровой?
шаровой — шаровидный, шарообразный, сферический, сферичный; омбилический; шаровый, бесплатный, толстый, дармовой, полный, наркоман Словарь русских синонимов. шаровой прил. 1. • серый • стальной • свинцовый • мышиный • мышастый … Словарь синонимов
ШАРОВОЙ — ШАРОВОЙ, шаровая, шаровое. прил. к шар1. Шаровая поверхность. Шаровой сегмент. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ШАРОВОЙ — ШАРОВОЙ, ая, ое. 1. см. шар. 2. Имеющий форму шара. Шаровая молния. 3. Имеющий шаровидные устройства, детали. Шаровая мельница. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Шаровой — прил. 1. соотн. с сущ. шар I, связанный с ним 2. Свойственный шару [шар I], характерный для него. 3. Имеющий форму шара [шар I 1.]. 4. Имеющий в своей конструкции шаровидные детали. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
шаровой — шаровой, шаровая, шаровое, шаровые, шарового, шаровой, шарового, шаровых, шаровому, шаровой, шаровому, шаровым, шаровой, шаровую, шаровое, шаровые, шарового, шаровую, шаровое, шаровых, шаровым, шаровой, шаровою, шаровым, шаровыми, шаровом,… … Формы слов
шаровой — шаров ой (к шар) … Русский орфографический словарь
шаровой — нарк. наркоман … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
шаровой — … Орфографический словарь русского языка
шаровой — Syn: омбилический … Тезаурус русской деловой лексики
шаровой — ая, ое. 1. к Шар (1 зн.). Ш ая поверхность. Ш. сегмент, сектор. 2. Имеющий форму шара; шаровидный. Ш. шарнир. Ш ая мина. Ш ая молния (редко встречающаяся форма молнии в виде шара красноватого или ослепительно белого цвета). 3. Имеющий в своей… … Энциклопедический словарь
russian_argo.academic.ru
шаровой — это… Что такое шаровой?
шаровой — шаровидный, шарообразный, сферический, сферичный; омбилический; шаровый, бесплатный, толстый, дармовой, полный, наркоман Словарь русских синонимов. шаровой прил. 1. • серый • стальной • свинцовый • мышиный • мышастый … Словарь синонимов
ШАРОВОЙ — ШАРОВОЙ, шаровая, шаровое. прил. к шар1. Шаровая поверхность. Шаровой сегмент. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ШАРОВОЙ — ШАРОВОЙ, ая, ое. 1. см. шар. 2. Имеющий форму шара. Шаровая молния. 3. Имеющий шаровидные устройства, детали. Шаровая мельница. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Шаровой — прил. 1. соотн. с сущ. шар I, связанный с ним 2. Свойственный шару [шар I], характерный для него. 3. Имеющий форму шара [шар I 1.]. 4. Имеющий в своей конструкции шаровидные детали. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
шаровой — шаровой, шаровая, шаровое, шаровые, шарового, шаровой, шарового, шаровых, шаровому, шаровой, шаровому, шаровым, шаровой, шаровую, шаровое, шаровые, шарового, шаровую, шаровое, шаровых, шаровым, шаровой, шаровою, шаровым, шаровыми, шаровом,… … Формы слов
шаровой — ШАРОВИДНЫЙ, ая, ое, ШАРОВОЙ1, ая, ое. Толстый, полный; с развитыми мышцами (о человеке). Штангисты ребята шаровидные. Шаровая молния толстая, энергичная женщина … Словарь русского арго
шаровой — шаров ой (к шар) … Русский орфографический словарь
шаровой — нарк. наркоман … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
шаровой — … Орфографический словарь русского языка
шаровой — Syn: омбилический … Тезаурус русской деловой лексики
шаровой — ая, ое. 1. к Шар (1 зн.). Ш ая поверхность. Ш. сегмент, сектор. 2. Имеющий форму шара; шаровидный. Ш. шарнир. Ш ая мина. Ш ая молния (редко встречающаяся форма молнии в виде шара красноватого или ослепительно белого цвета). 3. Имеющий в своей… … Энциклопедический словарь
argo.academic.ru
что это такое, как появляется, чем опасна, виды
Огненный шарообразный объект электрической природы, непредсказуемо перемещающийся в воздушном пространстве, излучающий свет, но не тепло, называется шаровая молния. Уже несколько десятков лет ученые дают различные объяснения происхождению явления, но достоверная теория так пока и не выдвинута. Существует более 400 научных предположений, многие из которых сомнительны. Парящий в воздухе светящийся шар выглядит завораживающе, но представляет опасность для живых организмов. Поэтому при встрече с ним следует знать, как себя вести.
Что такое шаровая молния?
Этот удивительный природный объект до сих пор малоизучен. Внешне представляет собой шарообразный электрический сгусток со следующими параметрами:
- величина – обычно от 10 до 20 см в диаметре;
- цвет – в спектре свечения от голубого до оранжевого, может меняться;
- форма – чаще всего сфера;
- время существования – по оценкам большинства очевидцев не дольше 30 секунд;
- температура – не установлена, но ученые предполагают, что до 1000°C (удивителен тот факт, что люди вблизи объекта не чувствуют тепла, хотя по физическим законам должны получить ожоги).
Наука пока не знает, благодаря каким физическим свойствам и химическому строению огненный шар способен менять величину и форму, просачиваться сквозь небольшие отверстия, менять траекторию полета и вовсе замирать на месте. Природу шаровой молнии на нынешнем этапе развития науки изучить проблематично, поскольку воссоздание объекта в лабораторных условиях – невыполнимая задача. Поэтому ученым остается выдвигать теории, ожидающие подтверждения.
Появляются шаровые молнии внезапно, чаще всего в грозовую погоду, но бывали случаи наблюдения и в тихие безоблачные дни. Светящаяся сфера способна выплыть из облака, кроны дерева, стены здания, любого находящегося в помещении крупного предмета. Она свободно проходит сквозь любые препятствия, сжимается, чтобы просочиться через небольшие отверстия, затем расширяется.
Встретить уникальный природный объект можно в любом месте. Обычно явление единичное, но есть места, в которых молния фиксируется с определенной периодичностью. Например, в районе Пскова есть открытое пространство, называемое Чертовой поляной. В этом месте из-под земли то и дело выплывает черный горящий шар. Явление стали наблюдать после падения метеорита в Тунгусский бассейн. Пытались следить за черным шаром датчиками, но все технические устройства расплавляются.
Поскольку причины возникновения молнии пока неизвестны, установить принципы ее перемещения сложно. Наиболее распространенные гипотезы гласят, что перемещение осуществляется посредством электромагнитных колебаний, ветрового воздействия или силы притяжения. Движется объект преимущественно в горизонтальной плоскости, располагается на высоте около 1 м над поверхностью земли. Движение сопровождается треском, писком и иными специфическими звуками.
Как появляется?
Люди наблюдали шаровые молнии с древнейших времен, относились к ним с суеверным страхом, связывали с различными мифами. По самому распространенному мифу форму огненного шара принимал адский пес Цербер, выходящий из земли, чтобы убивать всех встречающихся на пути людей и сжигать все, что попало под руку. Есть предположение, что в русских сказках молния трансформирована в образ Змея Горыныча. А в Древнем Риме жуткое природное явление воспринимали как огненных ворон, нападающих на города, забрасывающих их раскаленными углями.
Первый документ, в котором описывается история появления огненного шара, датируется 1638 годом. Согласно записи, молния залетела в церковь английского графства Девон, металась по помещению, ранила 60 прихожан, убила 4 человека.
В середине 19 века французский астроном Франсуа Араго собрал показания 30 очевидцев, обобщил собранную информацию, на основе чего составил перечень присущих явлению характеристик.
В мире науки уделяют огромное внимание загадочному явлению природы. Выяснить, как получаются шаровые молнии, пытались многие известные ученые: Никола Тесла, Петр Леонидович Капица, Игорь Павлович Стаханов. Теорий происхождения, как емких, так и вызывающих сомнение, собрано огромное количество.
Так, знаменитый физик Капица считал, что молнии шарообразного вида формируются на электромагнитной оси, когда происходит разряд между грозовой тучей и земной поверхностью. Другая теория гласит, что такая молния – высокоплотная плазма, испускающая микроволновые лучи. Некоторые исследователи считают, что явление возникает, когда поток космического излучения фокусируется облаками. Также раньше существовала гипотеза газового происхождения. Но откуда берется этот газ, почему он не поднимается в атмосферу под влиянием собственного тепла, непонятно. Поэтому эту гипотезу закрыли.
Есть и скептически настроенные ученые, сомневающиеся, существует ли вообще данный вид молнии. Поскольку современные устройства не фиксируют волны, подходящие для формирования объекта, скептики полагают, что загадочное явление – атмосферный обман зрения или даже галлюцинация, посещающая определенных людей.
Разновидности
Согласно рассказам очевидцев, выделяют 2 типа молнии:
- горящий шар оранжевого или красного цвета, спускающийся с неба во время грозы, взрывающийся при воздействии на него;
- светлый шар, плавно движущийся над земной поверхностью, способный притягиваться к проводникам электричества, проходить сквозь предметы.
Чем опасна?
Для простого человека не столь важно, как образуется и из чего состоит молния, гораздо важнее опасность уникального природного явления. Очевидцы отмечают, что горящая сфера перемещается непредсказуемо, словно живой разумный организм, может обогнуть препятствие, а может врезаться в него. При встрече с шаровой молнией человек может получить серьезную травму, даже погибнуть. При столкновении шара с деревом или зданием начинается пожар.
Одна из самых сложных загадок шаровой молнии – траектория движения. Непонятно, почему в некоторые предметы и живые организмы огненный шар врезается, а другие огибает, почему он изменяет скорость перемещения, почему в одних случаях при столкновении пропадает, а в других взрывается.
При взрыве шаровой молнии жертвы в большинстве случаев погибают, так как на теле образуются глубокие и обширные ожоги. Отмечено, что после взрыва воздух длительное время пахнет серой.
Как вести себя при встрече?
При ударе шаровой молнии в человека могут появиться несовместимые с жизнью травмы и ожоги, поэтому при появлении огненной гостьи нужно вести себя предельно осторожно.
Ниже приводится перечень правил поведения при встрече с природным объектом:
- Раздумывая, как спастись от нежданной гостьи, не нужно рассчитывать на бегство. Нельзя суетиться, совершать резкие движения. Молния воспринимает воздушные колебания и направляется вслед за убегающим человеком.
- Нужно спокойно и неторопливо сойти с пути движения объекта, остановиться на достаточном расстоянии. Стоять следует лицом, а не спиной к шару.
- Если молния проникла в квартиру, то необходимо первым делом открыть форточку. Высока вероятность, что шар вылетит через окно с выходящим воздушным потоком.
- Категорически нельзя швырять в сферу предметы, пытаться ее отогнать от себя руками или палкой. Объект взорвется, покалечит или убьет нападавшего.
Интересные факты
С этим загадочным и впечатляющим явлением связано множество интересных фактов:
- В мире существует сотни тысяч фотографий обычных молний, а шаровых – не более 80.
- Очевидцы видели шары красного, голубого, черного, белого, оранжевого, даже зеленого цвета.
- Форма объекта бывает не только сферической, но и яйцевидной, грушевидной, цилиндрической, кольцевидной, с одним или несколькими хвостами.
- Чаще всего шары влетают в жилище через печь, камин, розетку, форточку, дверь. Но следует знать, что шаровая молния проходит через стекло. Поэтому закрытое окно – не помеха. Были случаи, когда горящая сфера плавила оконное стекло, после чего оставалось круглое отверстие с безупречно ровными краями.
- Среди шаровых молний встречались «великаны» до 5 м в диаметре.
- Издаваемые трески и писки негативно влияют на радиоволны, создают помехи в эфире.
- Запах огненного шара – либо серный, либо окись азота.
- Тело людей, умерших от удара молнии шарообразного типа, долго не разлагается. Есть мнение, что под воздействием загадочного природного объекта все процессы в организме, включая разложение, останавливаются.
Рассказав, что такое шаровая молния, чем она опасна, следует подвести итог. Объект непредсказуем, появляется внезапно, способен взорваться, пройти сквозь препятствия любой толщины и структуры. Чтобы не было негативных последствий нужно вести себя спокойно, нельзя прикасаться к светящемуся шару, отгонять его, швырять в него предметы.
tainaprirody.ru