Радиаторы отопителя автомобильного назначения
Назначение и описание
Радиаторы отопления — это элемент системы охлаждения двигателя автомобиля, предназначенный для обогрева салона автомобиля тепловой энергией, выделяемой двигателем. Предназначены для комплектации отопителей кабин транспортных средств.
Технические характеристики
Марка автомобиля | Обозначение радиатора | Эффективные размеры сердцевины (высота х ширина х глубина), мм | Материал охлаждающих пластин (лент), сердцевин/бачков | Исполнение радиатора |
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ | ||||
«ИЖ-2125″ | 21251.8101.060 | 180х239х47 | медь/латунь | радиатор отопителя |
«ИЖ-2126″ | 2126.8101060-01 | 251х154х42 | медь/латунь | радиатор отопителя |
ВАЗ-2101 до ВАЗ-2107 | 2101-8101050-02 | 211х180х59 | медь/латунь | радиатор отопителя |
«Таврия»-1102, ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 | 1102.8101.100 | 261х150х47 | медь/латунь | радиатор отопителя |
ГАЗ-31029, ГАЗ-3110 | ОТ-31029.8101.000-01 | 204х187,6х47,6 | медь/латунь | радиатор отопителя |
ГАЗ-3302 | ОТ-3102.8101.000 | 210х180х47 | медь/латунь | радиатор отопителя |
«Нексия» | КХН.8112.200.000 | 586х330х25 | медь/алюминий | конденсатор |
Радиатор отопителя: источник тепла в салоне
Радиатор отопителя: источник тепла в салонеВ каждом автомобиле есть одна важная деталь, обеспечивающая комфорт — отопитель, или попросту говоря, печка. Тепло для отопления салона отбирается от двигателя с помощью радиатора отопителя — об этой детали, ее назначении, устройстве и работе, а также о неисправностях и ремонте читайте в данной статье.
Устройство отопителя (печки) салона автомобиля
Первые автомобили предлагали своим водителям минимум комфорта — в те далекие времена сама возможность перемещаться без помощи лошадей была в новинку, и о комфорте думать не приходилось. Но с течением времени автомобили становились совершеннее, и инженеры стали уделять внимание не только техническим характеристикам транспортных средств, но и вопросам комфорта водителя и пассажиров. Поэтому сначала машины обзавелись закрытыми кузовами, защищающими от непогоды, а позднее — отопительными приборами, которые обеспечивали комфорт при езде в холодное время года.
Современный автомобиль представить без печки (отопителя) уже невозможно, особенно если автомобиль эксплуатируется в России. Наличие отопителя стало стандартом, эта функция на большинстве автомобилей предлагается по умолчанию.
На сегодняшний день в легковых и грузовых автомобилях, а также в небольших автобусах (ПАЗ, старых ЛАЗ и им подобных) используются отопители, отбирающие тепло от двигателя, и именно об этих наиболее распространенных печках пойдет речь дальше. В городских автобусах с задним расположением двигателя для обогрева салона чаще используются электрические отопители — здесь мы о них говорить не будем.
Типичный отопитель имеет несложную конструкцию. Он состоит из радиатора, соединенного с системой охлаждения двигателя, вентилятора, обеспечивающего обдув радиатора, системы воздуховодов, обеспечивающих подачу нагретого воздуха в салон, и ряда приборов управления и контроля. Компоненты отопителя устанавливаются под передней панелью салона автомобиля, либо, если речь идет об автобусе, в моторном отсеке.
Работает отопитель следующим образом. Охлаждающая жидкость из водяной рубашки двигателя поступает в радиатор отопителя, нагревая его. Тепло от радиатора отбирается потоком воздуха, который создается вентилятором. Далее этот поток нагретого воздуха по воздуховодам поступает в салон. Управление печкой производится изменением частоты вращения вентилятора, положением заслонки подачи на радиатор наружного воздуха, положением заслонок и жалюзи в воздуховодах под передней панелью и в салоне.
Основным компонентом автомобильного отопителя является радиатор.
Назначение радиатора отопителя и его место в системе обогрева салона
Радиатор отопителя — это обычный теплообменник, который обеспечивает передачу тепла от теплоносителя к окружающему воздуху. Данный радиатор аналогичен основному радиатору системы охлаждения двигателя, он имеет ту же схему подключения и принцип работы.
Для функционирования отопителя необходим постоянный нагрев радиатора — это достигается его подключением к жидкостной системе охлаждения двигателя. Радиатор отопителя подключается к системе параллельно основному радиатору, для этого в выпускном патрубке двигателя или корпусе термостата, а также в подводящей трубе помпы предусмотрены специальные штуцеры — к ним присоединяются шланги для подачи и отвода охлаждающей жидкости.
Важно отметить, что радиатор отопителя включен в первый (малый) контур системы охлаждения двигателя, в то время, как основной радиатор охлаждения двигателя находится во втором (большом) контуре. То есть, при запуске холодного двигателя теплоноситель проходит только по водяной рубашке двигателя и радиатору отопителя, но не поступает в основной радиатор. Такое подключение дает возможность обогревать салон сразу после запуска двигателя.
Как и в основном радиаторе системы охлаждения, в радиаторе отопителя предусмотрена возможность подключения пароотводящей трубки, соединенной с расширительным бачком. Через данную трубку от радиатора отопителя отводится перегретая вода и пар в случае чрезмерного роста температуры.
Кстати, а почему нельзя обогревать салон автомобиля тем теплом, что выделяется на основном радиаторе охлаждения двигателя? Ведь это тепло — даровое, и оно бесполезно уходит в атмосферу, хотя можно было бы использовать для отопления. Все дело в том, что воздух, проходящий через основной радиатор, загрязнен пылью и различными примесями, и его подача в салон будет наносить вред. Наличие отдельного отопителя со своим радиатором и вентилятором позволяет использовать фильтр для очистки воздуха, а также легко регулировать температуру воздуха и интенсивность его нагрева. Все это можно было бы реализовать и на основе радиатора охлаждения двигателя, однако такой отопитель имел бы более сложную конструкцию и меньшую эффективность работы.
Типы радиаторов отопителя
Все радиаторы отопителя можно разделить на несколько типов по ряду характеристик.
По материалу изготовления существует два типа радиаторов:
• Алюминиевые;
• Медные.
Радиаторы из меди — это классическое решение, которое сегодня используется все реже. Дело в том, что медный радиатор имеет гораздо более высокую стоимость, а большинство современных автомобилей проектируются и производятся исходя из соображений достижения минимальной себестоимости. Однако медные радиаторы имеют два неоспоримых преимущества — они обладают лучшей теплоотдачей и легко поддаются ремонту (при возникновении утечки такой радиатор можно запаять даже в домашних условиях).
Алюминиевые радиаторы обладают гораздо более доступной стоимостью, а также имеют низкий вес. Однако радиаторы из алюминия хуже противостоят механическим повреждениям и крайне сложно поддаются ремонту — восстановить его можно только с применением специального инструмента и расходных материалов. Поэтому иногда проще купить новый алюминиевый радиатор, чем ремонтировать старый.
По форме трубок радиаторы делятся на два вида:
• С круглыми трубками;
• С плоскими (сплющенными) трубками.
Радиаторы с круглыми трубками наиболее просты в изготовлении и имеют низкую стоимость, однако они обладают относительно небольшой площадью поверхности, а значит, и меньшей эффективностью. Поэтому в таких радиаторах зачастую применяются специальные меры для повышения их КПД (например — установка завихрителей).
Радиаторы с плоскими трубками имеют большую площадь поверхности и, как следствие, лучшую эффективность работы. Однако это достигается усложнением и удорожанием конструкции.
Наконец, радиаторы отопителя можно разделить на две группы по плотности установки трубок:
• Двухрядные радиаторы;
• Трехрядные радиаторы.
В двухрядных радиаторах трубки, как понятно из названия, установлены в два ряда, в трехрядных — в три ряда. Двухрядные радиаторы имеют меньшие габариты (небольшую толщину), однако за счет меньшего объема подводимая охлаждающая жидкость успевает отдать меньше тепла за единицу времени. В трехрядных радиаторах единовременно находится больше охлаждающей жидкости, которая проходит более длинный путь, поэтому они работаю эффективнее.
Все радиаторы отопителя, независимо от типа и назначения, имеют принципиально одинаковое устройство.
Устройство и работа радиатора отопителя
Основу радиатора печки составляет теплообменник — система параллельно установленных трубок, связанных рядом поперечных пластин (или ребер). Пластины образуют так называемые соты, имеющее большую площадь поверхности, что необходимо для более эффективного отвода тепла. Количество трубок и пластин, их взаимное расположение и плотность выбираются таким образом, чтобы обеспечивать максимально эффективную отдачу тепла при минимальном сопротивлении проходящего через всю эту конструкцию воздуха.
Справа и слева к теплообменнику монтируется три бачка — впускной, выпускной и бачок возврата. Впускной бачок соединен с впускным патрубком, в него подается горячая охлаждающая жидкость от двигателя и распределяется по трубкам теплообменника. Выпускной бачок собирает жидкость, прошедшую по всем трубкам, и выводит ее в выпускной патрубок. Бачок возврата необходим для разворота потока охлаждающей жидкости, прошедшей через первый ряд трубок теплообменника, и направления ее во второй ряд трубок.
В двухрядных радиаторах предусмотрен один впускной и один выпускной бачок, они расположены с одной стороны теплообменника, так как охлаждающая жидкость проходит через первый ряд трубок и возвращается через второй. Бачок возврата в таком радиаторе один, он установлен с обратной стороны от впускного и выпускного бачков.
В трехрядных радиаторах также по одному впускному и выпускному бачку, и два бачка возврата (так как здесь поток жидкости дважды меняет свое направление). При этом впускной и выпускной бачки расположены с противоположных сторон теплообменника, рядом с ними находятся и бачки возврата.
Именно расположение бачков и патрубков помогает быстро различать двухрядные и трехрядные радиаторы:
• У двухрядных впускной и выпускной патрубки находятся с одной стороны теплообменника;
• У трехрядных впускной и выпускной патрубки расположены с противоположных сторон теплообменника.
В радиаторах с круглыми трубками теплообменника есть еще одна деталь — турбулизаторы (или завихрители), улучшающие теплообмен между охлаждающей жидкостью и стенками трубок при работе двигателя на холостом ходу. Турбулизаторы представляют собой пластиковые спирали, вставленные внутрь трубок (их за характерную форму часто называют лапшой). Благодаря турбулизаторам, в потоке жидкости образуются завихрения (турбулентные потоки), значительно увеличивающие объем жидкости, контактирующей с внутренними стенками трубок. В среднем, завихрители на треть повышают эффективность работы печки на холостом ходу двигателя, однако на более высоких оборотах эти детали практически не улучшаю работу радиатора.
Радиатор отопителя устроен крайне просто, однако и в нем могут возникать различные неисправности.
Неисправности радиаторов и способы их устранения
Для радиаторов отопителя характерны три типа неисправностей:
• Засорение каналов;
• Утечка;
• Засорение сот.
Наиболее серьезной неисправностью является утечка, возникшая вследствие механического повреждения (из-за удара или вибраций) или коррозии. Наиболее часто утечка возникает в местах соединения (припайки) трубок теплообменника к бачкам, однако трещины или пробоины могут возникать в трубках, бачках, в месте соединения патрубка с бачком и т.д.
Если утечка возникла в медном радиаторе, то проблема решается быстро и с небольшими затратами — радиатор необходимо просто снять и запаять. Если же потек алюминиевый радиатор, то в большинстве случаев (особенно есть речь идет об отечественном автомобиле) проще и дешевле купить новый радиатор. Алюминиевый радиатор можно запаять или заварить, но стоимость этой работы может быть равноценна покупке нового радиатора, а утечка может вскоре возобновиться.
Засорение каналов радиатора происходит не сразу, а постепенно, и нередко радиатор быстрее успевает потечь, чем засориться до полной непроходимости. О засорении радиатора свидетельствует ухудшение работы отопителя без каких-либо изменений со стороны других компонентов — вентилятора, заслонок и т.д. Отложения на внутренних стенках трубок теплообменника не дают жидкости полностью отдать тепло, а также снижают объем жидкости, проходящий через радиатор за единицу времени. Эту проблему можно попробовать решить с помощью специальных средств для очистки системы охлаждения двигателя, однако они не всегда работают с достаточной эффективностью. Поэтому, как и в случае утечки, засорившийся радиатор проще заменить.
Наиболее просто решается проблема с внешним засорением радиатора. Несмотря на наличие салонного фильтра, на радиаторе с течением времени осаждается пыль и иные загрязнения, которые уменьшают проходимость сот и площадь ребер. Также засорение сот может происходить вследствие неграмотного применения чистящих средств для отопителя, либо при использовании некачественных средств данного типа. Неисправность устраняется простой чисткой радиатора, однако в большинстве автомобилей проведение этой несложной операции может потребовать немалых затрат времени и сил — обычно радиатор расположен в труднодоступном месте, и чтобы подобраться к нему, приходится практически полностью разбирать переднюю панель (торпедо) и снимать множество деталей.
Таким образом, в большинстве случаев автовладельцу приходится покупать и ставить новый радиатор отопителя. И здесь очень важно не ошибиться с выбором.
Рекомендации по выбору нового радиатора отопителя
Главное правило выбора нового радиатора отопителя очень простое — нужно использовать только оригинальный радиатор того же типа, что был установлен на автомобиле заводом-производителем. Однако здесь возможны исключения. Например, зачастую вместо алюминиевых радиаторов ставятся медные, что значительно улучшает работу отопителя, повышает его долговечность и ремонтопригодность.
При выборе радиатора нужно обращать внимание на три вещи:
• Количество пластин и плотность их установки;
• Прочность пластин;
• В радиаторах с круглыми трубками — наличие или отсутствие завихрителей.
У качественных радиаторов пластин много и установлены они плотно, в низкокачественных радиаторах пластин меньше, а расстояние между ними больше. Сам же пластины в качественных радиаторах имеют высокую прочность, они деформируются только при относительно сильных ударах. В некачественных радиаторах пластины зачастую мнутся от простого надавливания пальцами — легко представить, как ухудшатся характеристики такого радиатора во время его установки и подключения.
Для проверки наличия турбулизаторов нужно потрясти радиатор — если турбулизаторы есть, то они с отчётливым стуком будут биться о стенки трубок. Если же завихрители так себя не обнаруживают, то их может и совсем не быть — такое характерно для самых дешевых радиаторов, зачастую имеющих сомнительное происхождение. Однако такой способ не всегда позволяет узнать правду, сегодня турбулизаторы часто производятся из мягких материалов, и они просто не издают заметного стука при ударе о стенки трубок.
При правильном выборе радиатор отопителя будет обеспечивать салон автомобиля теплом даже в самые сильные морозы без риска поломки. А так как в нашем климате езда без печки зимой чревата самыми серьезными проблемами (в первую очередь — для жизни и здоровья человека), то выбору и покупке радиатора отопителя нужно уделять самое серьезное внимание.
Другие статьи
#Уплотнитель стекла
Уплотнитель стекла: прочная установка автомобильного стекла17.11.2021 | Статьи о запасных частях
Для монтажа автомобильных стекол в кузовные элементы используются специальные детали, обеспечивающие уплотнение, фиксацию и демпфирование — уплотнители. Все об уплотнителях стекол, их типах, конструктивных особенностях и характеристиках, а также о подборе и замене этих элементов — читайте в статье.
#Переходник ключа карданный
Переходник ключа карданный: удобная работа под углом10.11.2021 | Статьи о запасных частях
В практике авторемонта и при выполнении слесарно-монтажных работ возникает необходимость работы с резьбовым крепежом, имеющим неудобное положение или наклон. В этих ситуациях на помощь приходят карданные переходники для ключей — об этих приспособлениях, их конструкции и применении читайте в статье.
#Тормозной шланг SSANGYONG
Шланг тормозной SSANGYONG: сильное звено тормозов «корейцев»03.11.2021 | Статьи о запасных частях
Южнокорейские автомобили SSANGYONG оснащаются тормозной системой с гидравлическим приводом, в которой применяются тормозные шланги. Все о тормозных шлангах SSANGYONG, их типах, особенностях конструкции и применяемости, а также о вопросах выбора и замены этих деталей — читайте в представленной статье.
Радиатор печки (салонного отопителя): как устроен и какие неисправности случаются
string(10) "error stat"
На сегодняшний день значение комфорта при езде на любом виде транспорта трудно переоценить. Если раньше водителю приходилось мерзнуть в машине во время путешествия даже под закрытым кузовом, то сейчас радиатор отопителя является обязательной деталью любого автомобиля. Это касается не только легкового, но и грузового транспорта, ведь каждому человеку необходимо чувствовать себя комфортно и обезопасить себя от пагубного воздействия холода.
Отопительный прибор в автомобиле стандартной комплектации имеет довольно примитивное строение. Он состоит из радиатора охлаждения, подключенного к охладительной системе двигателя, по которой течет охлаждающая его жидкость. В систему включен также вентилятор, обдувающий все это устройство, включая воздуховоды, по средствам которых идет подача нагретого воздуха в салон машины.
Все детали отопительного устройства установлены под передней панелью салона легкового и грузового автомобиля. Работа системы обусловлена следующими процессами:
- поступление жидкости, предназначенной для охлаждения двигателя, в радиатор;
- нагрев радиатора;
- вентилятор создает воздушный поток, отбирающий тепло у представленного устройства;
- управление интенсивностью нагрева осуществляется путем изменения значения частоты вращения вентилятора и положением заслонок.
Все они контролируются приборами или непосредственно водителем. Он может настроить идеальный микроклимат внутри салона своей машины для любого времени года. Тем более, что сделать это в современных моделях автотранспорта не представляет особого труда.
Функции радиатора и его значение в отопительной системе автомобиля
Радиатор печки автомобиля представляет собой классический теплообменник, обеспечивающий эффективную передачу тепловой энергии от теплоносителя непосредственно в салон. Принцип работы и схема подключения представленного устройства аналогичны обычному радиатору для двигателя. Изделия имеют похожее строение и принципы работы.
Для корректного функционирования отопителя, необходимо, чтобы изделие постоянно нагревалось. Это достигается, благодаря подключению изделия к системе охлаждения двигателя. Радиатор печки должен подключаться параллельно основному радиатору по средствам специальных штуцеров, предусмотренных на выпускном патрубке двигателя, подводящей трубе помпы и корпусе термостата.
Типы радиаторов отопительного устройства
Современный рынок предлагает потребителям приобрести радиатор печки любого вида автомобильного транспорта нескольких видов. Все они имеют компактные размеры и простое строение. В большинстве случаев такие элементы различаются по следующим признакам:
- материал изготовления;
- форма трубок;
- плотность установки трубок.
Материалом изготовления радиаторов являются металлы: медь и алюминий. Классическим вариантом является медный радиатор печки. Однако такой вариант используется все реже. Хоть он и обеспечивает комфортный микроклимат внутри салона, стоимость такого изделия выше, чем у остальных аналогов. Вместе с этим, современные реалии таковы, что производство автомобилей настроено на максимальное снижение себестоимости продукции. Именно по этой причине для изготовления представленных устройств чаще всего используется алюминий.
Трубки, из которых выполнены представленные изделия, могут быть круглыми или плоскими (сплющенными). Радиаторы с круглыми трубками менее эффективны (показывают меньший КПД), чем аналоги с плоскими описываемыми деталями. Это происходит за счет меньшей площади. КПД таких устройств можно повысить за счет установки специальных устройств – завихрителей.
По плотности установки трубок изделия разделяются на двухрядные и трехрядные. В двухрядных изделиях подобного вида трубки установлены в два ряда, а в трехрядных – в три. Последние считаются более эффективными, так как 3 ряда трубок способны пропустить через себя больше жидкости, которая отдает устройству свое тепло.
Распространенные неисправности
Радиатор может прийти в негодность как по вине водителя, так и по причине устаревания или некорректной работы других систем автомобиля. Все неисправности можно распределить по 3 типам:
- засорения в системе каналов;
- утечки;
- засорения в системе сот.
Поломка изделия всегда сопровождается значительным дискомфортом внутри салона. К примеру, утечка, являющаяся наиболее серьезным видом неисправности, приводит к отказу в работе изделия. Бывали случаи появления неприятного запаха. Такая поломка радиатора печки случается по причине механических повреждений. Довольно часто ломается сам кран.
Если такая проблема выявлена в радиаторе из меди, проблема решается довольно быстро. Изделие изымается и запаивается в месте пробоины. Алюминий также можно запаять, но стоимость подобной процедуры, как правило, равноценна приобретению нового устройства. В этом и заключается основной минус изделий, выполненных на основе представленного металла.
Неисправности по причине засорения решаются также просто. Изделие демонтируют из автомобиля и тщательно вычищают. Внешние и внутренние засорения происходят чаще всего по причине халатности владельца автомобиля. Это может быть использование некачественных охлаждающих средств, очистки и так далее.
Знание устройства, назначения и основных поломок радиатора отопительного устройства помогает избежать крупных затрат при ремонте. Это также помогает выявить наиболее подходящее изделие для вашего уровня доходов. Благодаря тому, что вы будете осведомлены в том, как работает представленное устройство и его типы, вы подберете идеальный вариант, сочетающий в себе оптимальную цену и высокое качество.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Когда нужна замена радиатора печки
Радиатор отопителя – это важнейший агрегат, являющийся неотъемлемой частью современного автомобиля, конструктивно входящий в систему охлаждения двигателя. Только на первый взгляд может показаться, что работа «печки», не оказывает влияния на работоспособность автомобиля и эффективность его эксплуатации.
На самом деле, от того, насколько качественно и бесперебойно работает данный узел, напрямую зависит:
- комфорт водителя и пассажиров во время движения;
- хорошая обзорность, напрямую влияющая на безопасность дорожного движения;
- эффективность работы электрооборудования, контрольно-измерительных приборов и др.
Более того, если своевременно не принять меры по ремонту и (или) замене радиатора печки, восстановления функционирования системы в целом, это может оказать негативное влияние на работу всей системы охлаждения двигателя и привести к поломке силового агрегата.
В каких случаях без замены радиатора печки не обойтись?
Задача автовладельца – контролировать техническое состояние транспортного средства, проводить осмотр перед выездом и периодически проходить очередное техническое обслуживание. Признаками, сигнализирующими о необходимости произвести замену радиатора (или, как минимум, ремонт) являются:
- Нарушение корректности в работе отопителя – недостаточно тепла, чтобы поддерживать комфортную температуру в салоне, из вентиляционных отверстий дует прохладный воздух на холостых оборотах двигателя.
- Снижение уровня жидкости в системе охлаждения двигателя (контролируется по уровню в расширительном бачке).
- Появление следов антифриза или тосола на защите картера или на поверхности под авто.
- Запотевание стекол, появление тонкой маслянистой пленки на лобовом стекле.
Важно помнить, что комфортная температура воздуха, микроклимат, создаваемый в салоне авто в течение круглого года, обеспечивается надежной и эффективной работой отопителя. Поэтому данный узел нужно обязательно поддерживать в исправном состоянии, уметь своевременно выявлять основные неисправности, а при необходимости, знать и уметь производить ремонтные работы, связанные с заменой радиатора печки.
Устройство радиатора
Конструкция радиатора отопителя достаточно проста и надежна, характеризуется повышенной прочностью и достаточно долгим периодом эксплуатации. Радиатор конструктивно представляет собой две алюминиевые или медные трубки определенного диаметра, расположенные параллельно на определенном расстоянии. Эти трубки соединены поперечными тонкими металлическими пластинами, с их помощью формируются соты, внутри которых происходит накопление тепловой энергии. Концы трубок завальцованы и дополнительно обработаны специальными герметичными материалами.
Если требуется купить новый радиатор печки, кроме соответствия конструктивных особенностей, габаритов и технологических отверстий, рекомендуется обращать внимание на следующие особенности:
- с какой частотой установлены поперечные пластины;
- прочность и жесткость пластин, всей конструкции радиатора в целом;
- из какого материала изготовлены завихрители (пластиковые ненадежны).
Порядок снятия и установки радиатора печки
Важно понимать, что выполнение такой относительно несложной операции, как замена радиатора, возможно только в том случае, если у автовладельца есть определенный опыт, навыки ремонта, знания и умения, а еще – все необходимые для производства этой работы инструменты и принадлежности.
Более простое и выгодное решение – обратиться в автосервис, где опытные автомеханики достаточно быстро и с гарантией качества произведут все необходимые ремонтные работы. Но даже в этом случае полезно знать порядок действий, чтобы иметь возможность проконтролировать, правильно ли мастерами выполняется работа.
Общий порядок действий при ремонте радиатора следующий:
- Установить автомобиль в бокс.
- Слить тосол или антифриз с холодного двигателя.
- Отсоединить пластмассовые детали и элементы салона, освободить доступ к радиатору (иногда доступ осуществляется из салона через перчаточный ящик).
- Снять центральную консоль при необходимости.
- Отсоединить хомуты шлангов, которые соединяют радиатор с системой.
- Слить остатки ОЖ с радиатора.
- Извлечь радиатор, установить на его место новую деталь.
- Произвести все операции по сборке в обратной последовательности.
Такую работу как замена радиатора отопителя, автомобилист вполне может выполнить самостоятельно. Главное – соблюсти все описанные условия и четко следовать инструкциям по ремонту, выпущенным изготовителем автомобиля.
Конструкция и принцип работы печки, виды обогревателей — Словарь автомеханика
Печка, она же радиатор отопителя, в автомобиле выполняет ту же функцию, что и в любом другом месте – обогревает пространство, в данном случае салон. Кроме того, предназначается для противодействия запотеванию стекол. По норме при 25 градусах мороза в салоне авто должно быть минимум +16 для обеспечения нормального состояния водителя и комфортной эксплуатации транспортного средства. Именно для такой цели придумали отопитель салона.
Конструкция и принцип работы
Конструктивно печка салона автомобиля не представляет собой ничего сложного. Тепло передается воздуху в салоне от работающего двигателя. Нагретый тосол, который циркулирует по системе охлаждения мотора, попадает и в отопительную систему, где поступает в радиатор печки, выполняющий функцию квартирной батареи. Вентилятор прогоняет через соты радиатора забортный воздух, который таким способом прогревается и через воздуховоды поступает в салон. Тосол, который проходит через радиатор отопителя, сразу возвращается в двигатель, и эта циркуляция обеспечивает постоянно высокую температуру радиатора. Именно так функционирует печка отопителя на подавляющем большинстве моделей автомобилей.
Схема работы отопителя салона авто
Регулируется температура в салоне по-разному для различных автомобилей. В более дешевых моделях управлять можно только распределением потока поступающего воздуха и оборотами нагнетающего вентилятора. В моделях подороже можно довольно точно настраивать температуру самого воздуха.
Существующие виды обогревателей
Описанная выше печка называется жидкостной. Кроме нее в новых автомобилях также встречаются жидкостные электроподогреваемые и воздушные отопители, которые чаще всего применяются в качестве дополнительного отопления автомобиля.
Устройство радиатора печки.
Принцип действия жидкостных электроподогреваемых печек похож на функционирование стандартных жидкостных отопительных. Только в данном случае для подогрева воздуха используется не тепло мотора, а подогреваемая калорифером вода. Патрубки, по которым воздух попадает в салон, проходят через наполненный горячей водой бак, что и обеспечивает необходимый подогрев воздушного потока. В данном случае радиатор печки – это бак с водой.
Воздушные отопители работают по аналогичному принципу, только здесь нагревается непосредственно воздух, проходящий сквозь разогретую до необходимой температуры камеру. Такие системы часто используются в качестве дополнительного отопления салонов больших машин, например, переоборудованных из грузовых в пассажирские микроавтобусы. Радиатор печки здесь компактен, поэтому разместить прибор можно, не нарушая эстетику и функциональность салона.
Неисправности отопительной системы
Несмотря на простоту конструкции, печка тоже может выйти из строя. Наиболее распространенные виды поломок, это:
- проблемы с помпой;
- засорение радиатора;
- поломка или засорение краника;
- воздушные пробки в системе теплообмена;
- электронная неисправность вентилятора печки.
При возникновении течи или засора радиатора — целесообразней его менять на новый.
Если неисправна помпа, салон все равно может нагреваться, но гораздо хуже, чем раньше. Но поломка помпы, это не только проблема системы обогрева салона, но и неисправность системы охлаждения двигателя, что гораздо хуже, ведь из-за этого может выйти из строя головка блока цилиндров, что автоматически означает капитальный ремонт машины.
Так же, печка может работать некачественно из-за поломки краника, который забиться грязью или выходит из строя по причине износа. Когда входной шланг возле радиатора отопления горячий, в то время как выходной остается холодным, проблемы с краном. Если после замены крана остались те же признаки, скорее всего, засорился накипью сам радиатор, который также придется заменить.
Не работает регулировка скорости обдува — скорее виноват или моторчик или его резистор.
Проблему завоздушивания системы, по причине наличия в системе циркуляции антифриза воздушного пузыря, нарушающего поток, могут решить материалы (видео и статьи) с нашего сайта. Избавиться от него просто: нужно прогреть двигатель, ослабить на входящем в печку шланге хомут до образования небольшой щели, через которую воздух и стравится.
Когда не регулируются режимы обогрева (не работает какая то скорость печки), неисправность кроется в резисторе вентилятора или же моторчик и вовсе может не крутится по электрической или механической причине. На автомобилях имеющих систему заслонок, не редкостью, нарушения работы отопителя, вызвано нарушением работы привода заслонки в нужное положение.
Часто задаваемые вопросы
-
Как работает печка авто?
Вентилятор печки втягивает воздух с улицы либо внутри салона и прогоняет его сквозь соты радиатора печки, где он нагревается. Дальше нагретый воздух по воздуховодам попадает в салон. Само нагревание воздуха происходит когда по радиатору циркулирует горячая охлаждающая жидкость системы охлаждения двигателя. Можно сказать, что принцип работы печки похож на работу обычных домашних батарей отопления только распространение воздуха регулируется вентилятором.
-
Где находится печка?
Печка находится перед передней панелью салона автомобиля, в центральной части. В таком случае для доступа к ней необходимо разобрать всю переднюю панель (торпедо). Иногда может устанавливаться в подкапотном пространстве, со стороны, которая ближе всего к салону, в центральной части, под лобовым стеклом автомобиля.
Связанные термины
Радиаторы отопителя ВАЗ в Челябинске
Радиаторы отопителя на автомобили Лада (ВАЗ) всех типов и модификаций – в каталоге «Навигатор»
Радиатор связан с системой охлаждения силового агрегата посредством нескольких патрубков и шлангов. Внутри теплообменника всё время циркулирует охлаждающая жидкость. От расположения заслонки зависит объём входящего воздуха и его направление. При нахождении заслонки печки в промежуточном положении, часть воздуха идёт сквозь теплообменник, а оставшийся объём минует радиатор. Изначально радиатор изготавливался из латуни, сейчас же он практически всегда делается из алюминия. Устройство радиатора печки идентично основному радиатору (состоит из двух бачков, трубок, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, и пластин, формирующих соты), но значительно меньше в размерах. Интернет-магазин «Навигатор» предлагает широкий выбор радиаторов отопителя на автомобили Лада (ВАЗ) всех типов и модификаций, включая Лада Гранта, Приора, Калина, Калина-2, Нива-Шевроле, Веста, Нива URBAN, XRAY, Ларгус и Datsun on-Do
Автомобильная печка в сборе состоит из следующих частей:
- Отопитель, в нем установлен радиатор печки, он нагревает проникающий снаружи воздух;
- Вентилятор печки, или моторчик, он нагнетает поток теплого воздуха в салон;
- Система управления печкой — кнопка, три ручки управления режимами отопления — обдув на стекла, забор воздуха из салона или с улицы и открытие и закрытие крана печки.
Количество трубок и пластин, их взаимное расположение и плотность выбираются таким образом, чтобы обеспечивать максимально эффективную отдачу тепла при минимальном сопротивлении проходящего через всю эту конструкцию воздух. При правильном выборе радиатор отопителя будет обеспечивать салон автомобиля теплом даже в самые сильные морозы без риска поломки.
Для радиаторов отопителя характерны три типа неисправностей:
- Засорение каналов;
- Утечка;
- Засорение сот.
Купить радиатор отопителя для автомобилей ВАЗ с доставкой по России, Вы можете в нашем магазине «Навигатор».
Свяжитесь с менеджером интернет-магазина «Навигатор» по телефону или оставьте заявку онлайн. Сотрудник проконсультирует Вас и поможет подобрать подходящие для Вашего автомобиля товары, согласует сроки и способ доставки из Челябинска в любой город России.
Радиатор отопителя: как выбрать и не ошибиться
Радиаторы отопителя не считаются главным элементом конструкции автомобиля. Однако их неисправность, как и поломка основного радиатора, часто приводят к тому, что автомобиль невозможно эксплуатировать. Да и условия, в которых они работают, нельзя назвать более мягкими. О том, как производятся радиаторы и как их правильно эксплуатировать, «Движку» рассказал директор по маркетингу компании Luzar – ведущего производителя радиаторов – Петр Нечипоренко.
– Петр, расскажите, пожалуйста, о технологии производства радиаторов отопителя. Есть ли отличие от технологий производства основных автомобильных радиаторов?
В обычной жизни «правильные» наименования радиаторов отопителя часто заменяют «обиходными» – соответственно, их именуют «печками». Радиаторы отопителя, в сущности, являются аналогичным радиаторам охлаждения теплообменниками, отличаясь другим – меньшим – размером.
В технологическом (производственном) плане печки не отличаются от радиаторов. Но есть некоторые конструкторские нюансы, которые формируют ряд отличий. Первое – это толщина сердцевины. В связи с относительно замкнутым пространством внутри отопителя целесообразно увеличивать толщину сердцевины печек. В то же время для радиаторов охлаждения увеличение толщины имеет свои пределы, продиктованные направлением потока воздуха и ограниченностью подкапотного пространства.
Второй момент – гидравлическое сопротивление. В связи с небольшим объемом печки внутреннее сопротивление можно игнорировать в расчетах циркуляции антифриза и мощности помпы. Это позволяет использовать турбулизаторы-завихрители (только для сборных печек с круглой трубкой), либо увеличивать количество трубок.
– Какие есть тенденции в современном производстве радиаторов отопителя?
Действительно, в производстве радиаторов отопителя также действует научный прогресс. В последнее время найден ряд эффективных решений, которые позволяют «интенсивным» путем добиться улучшения теплоотдачи: в отличие от «экстенсивного» способа, когда увеличивается количество трубок и оребрения радиатора.
Во-первых, применяется «шахматный» порядок охлаждающих трубок, что позволяет вывести задний ряд трубок из «тени» переднего ряда. Таким образом, причем без увеличения количества трубок, мы смогли добиться 12% увеличения теплоотдачи. Кстати, дополнительные 12% для радиатора – это очень много! Такая технология применяется при производстве радиаторов отопителя Luzar для автомобилей Renault Duster/Logan/Lada Largus.
Во-вторых, применение «изогнутых» трубок. Конструкция радиатора отопителя подразумевает наличие двух бачков, в которые входят концы трубок. Изогнув на 180°, то есть в обратную сторону, каждую трубку, мы смогли увеличить скорость потока жидкости внутри радиатора, чем добились прироста теплоотдачи на 8%-10%. Трубка при этом выходит из бачка, изгибается и «возвращается» обратно в тот же бачок – то есть бачок в таком радиаторе отопителя только один. А это значит, что мы избавляемся от 50% сопряжений, и, соответственно, увеличиваем ресурс изделий в 2 раза (!). Вот такой вот двойной эффект. Мы реализовали такую технологию на нескольких моделях печек для автомобилей Lada.
В-третьих, современные компоновочные требования блока отопителя заставляют искать новые варианты конструкции радиаторов отопителя. Одним из таких вариантов стала особая двухуровневая конструкция бачка радиатора отопителя – в одном из бачков радиатора присутствует продольная перегородка, что позволяет размещать входной и выходной патрубки радиатора печки в любом месте бачка и на любом расстоянии друг от друга. Это решение значительно упрощает проектирование полного узла отопителя (вместе с вентилятором, радиатором испарителя, заслонками, трубопроводами).
Эта технология существует в мире. Мы пока еще не освоили такой метод, но в случае появления необходимости сможем это сделать.
– Каковы основные причины выхода радиаторов из строя? Как продлить ресурс этих деталей?
Согласно устоявшемуся мнению, основная причина выхода из строя радиаторов – аварии. Статистика отрицает значимость этого фактора, отводя ему третье-четвертое место. Приведу характерные причины выхода из строя печек, учитывая их конструктивные и технологические особенности.
К общим причинам можно отнести следующие моменты. Прежде всего, это плохое качество деталей. В конкурентной борьбе и в попытках повысить рентабельность многие производители (брендодержатели) экономят на какой-то определенной детали, либо на всех сразу, что неизбежно приводит к потере ресурсных качеств изделия.
Агрессивный теплоноситель – антифриз для печек может разъедать изнутри теплообменник, что приводит его в негодность. Ошибочная диагностика может также привести к неисправности печки. Имеется в виду не выход из строя самого изделия, а неверное определение причин той или иной проблемы автомобилистом или мастером.
Также существуют характерные именно для печек причины их выхода из строя. Одна из них – это повышение внутреннего давления в системе охлаждения выше номинальных значений, в результате чего происходит «прорыв» антифриза из печки. Иногда автомобилист просто не доволен эффективностью печки, и заменяет ее на более производительную – так называемая превентивная замена, или тюнинг системы отопления.
– Расскажите, пожалуйста, об ассортименте продукции Luzar и её конкурентных преимуществах.
На сегодняшний день в ассортименте Luzar – более 400 компонентов системы охлаждения автомобилей как отечественного, так и иностранного производства. Радиаторы отопителя выпускаются для автомобилей ВАЗ, ГАЗ/УАЗ, КАМАЗ, Daewoo/Chevrolet, Kia/Hyundai, Renault, Ford, Fiat. Вся продукция Luzar отвечает или даже превосходит требования завода изготовителя и полностью аутентична с оригинальной продукцией.
Преимущества радиаторов отопителя Luzar – впрочем, как и радиаторов охлаждения – щепетильное отношение к ресурсу и производительности выпускаемой продукции: четкое соблюдение требований завода-производителя по теплоотдаче; полная аутентичность (совпадение) с чертежной документацией и оригинальной продукцией; гарантия 2 года; широкая распространенность печек Luzar как в России, так и в странах СНГ.
Сердечник нагревателя: определение, функции, составные части, работа
Для большего удобства в автомобилях сердцевина обогревателя используется по тому же принципу, что и современная домашняя система кондиционирования воздуха. да, про крутизну в автомобилях очевидно и довольно популярно. Нагревательные сердечники используются для создания тепла в интерьере, а также для удовлетворения потребностей пользователя.
Устройство похоже на радиатор меньшего размера, который работает вместе с системой охлаждения автомобиля. Однако сердечники нагревателя выполняют функции, противоположные радиатору, отводят тепло от горячего хладагента и рассеивают его в атмосферу.Сердечник обогревателя также отводит тепло от горячей охлаждающей жидкости, но нагнетает тепло с помощью электродвигателя вентилятора в салон автомобиля через вентиляционные отверстия.
Сегодня мы рассмотрим определение, функции, компоненты, схему, работу и симптомы неисправного или неисправного сердечника автомобильного обогревателя.
Подробнее: Что нужно знать об охладителе моторного масла
Определение сердечника нагревателя
Сердечник обогревателя — это устройство, которое используется для передачи тепла от горячей охлаждающей жидкости двигателя для создания теплого воздуха в салоне автомобиля.Этот похожий на радиатор компонент представляет собой систему, которая обогревает кабину транспортного средства. Горячая охлаждающая жидкость поглощает тепло от двигателя, чтобы избежать перегрева, а затем проходит через намоточную трубку сердечника.
Между охлаждающей жидкостью и воздухом салона установлен теплообменник, а к трубам с сердечником прикреплен вентилятор, который помогает увеличить площадь поверхности для передачи тепла воздуху, проходящему через них. Тем самым нагревается салон. Теперь вы можете видеть, что основная функция сердечника отопителя — поддерживать тепло в салоне автомобиля.
В состав сердечника обогревателя входит двигатель вентилятора, через который теплый воздух подается в кабину. Он также содержит трубки или шланги нагревателя, по которым проходит горячая охлаждающая жидкость. Система также имеет вентилятор, который проталкивает тепло, и регулирующий клапан, который регулирует поток тепла. Мы также можем найти дверцу смесителя HVAC в сердечнике нагревателя и других компонентах системы охлаждения, таких как радиатор, термостат и т. Д.
Подробнее: Что нужно знать о приводном ремне
Схема сердечника нагревателя:
Принцип работы
Работа сердечника нагревателя менее сложна и понятна, поскольку он работает с несколькими функциональными компонентами.он работает на двигателе внутреннего сгорания, в котором для охлаждения деталей двигателя используется смесь воды и антифриза. Таким образом, в процессе охлаждения горячая охлаждающая жидкость делает все возможное, чтобы согреть салон автомобиля. вот как это работает.
Как только двигатель прогревается, температура охлаждающей жидкости регулируется термостатом. Некоторые горячие охлаждающие жидкости отводятся через сердечник обогревателя, температура воздуха, поступающего в салон автомобиля, регулируется клапаном, ограничивая количество охлаждающей жидкости, проходящей через сердечник обогревателя.Поток теплого воздуха также можно контролировать или блокировать с помощью дверцы, которая направляет весь входящий воздух вокруг сердечника обогревателя. Это приводит к тому, что система не нагревается или не нагревается повторно при работе компрессора кондиционера.
В некоторых конструкциях двигателей система позволяет водителям напрямую управлять клапаном или дверью, обычно с помощью рычага или поворотной ручки. В сложных системах используется комбинация термисторов и электромеханических приводов для управления клапаном или дверьми. Это помогает подавать воздух с точной температурой, выбранной пользователем.
Подробнее: Все, что вам нужно знать о ремне или цепи ГРМ
Посмотрите видео, чтобы узнать больше о работе сердечника нагревателя:
Признаки неисправности и выхода из строя сердечника нагревателя
Ниже приведены признаки или симптомы неисправного и неисправного сердечника нагревателя в двигателях внутреннего сгорания:
Неработающий подогреватель:
Одним из распространенных признаков неисправности сердечника нагревателя является полное прекращение работы нагревателя из-за засорения системы охлаждения.если это произойдет, то, вероятно, в системе не будет утечек, но сердечник нагревателя будет трудно работать.
Тонкая пленка на окна:
Неисправный сердечник отопителя образует слизистую пленку на стеклах автомобиля. Эта пленка похожа на те пятна тумана, которые появляются, когда на улице намного холоднее, чем внутри. Это часто происходит при выходе из строя сердечника нагревателя, но в этой ситуации он состоит из слизистой охлаждающей жидкости. Запотевание также является признаком протечки сердечника отопителя, что является причиной перегрева двигателя.
Сладкий запах в салоне автомобиля:
Еще один признак неисправности теплообменника — внезапный сладкий запах в машине. В этой ситуации появляется запотевание со сладким запахом, который внезапно наполняет салон. Запах может быть сладким и фруктовым, но людям он совершенно не подходит.
Если у вас неисправный сердечник нагревателя, вы должны исправить его как можно скорее, потому что вождение автомобиля с неисправным сердечником нагревателя может быть рискованным. Это может привести к перегреву и серьезному повреждению двигателя.
Подробнее: понимание системы зарядки в автомобильном двигателе
Шунтирование сердечника нагревателя
Большинство пользователей транспортных средств всегда хотят обойти сердечник нагревателя в случае его выхода из строя, потому что замена может стоить дорого, а сама система стоит дорого. Настоятельно не рекомендуется обходить обогреватель, хотя, если он сделан идеально, утечки не произойдет, и это не повредит вашему двигателю.
Некоторые эксперты утверждали, что обход сердечника нагревателя может повредить его при перегреве.Это связано с тем, что снизить температуру двигателя можно, включив обогреватель автомобиля, который отводит тепло в салон. Перепуск сердечника нагревателя крайне не рекомендуется, поскольку проблема может возникнуть в будущем.
Давайте будем честными, если двигатель перегреется до такой степени, что вы отводите тепло через кабину, очевидно, что у вас большие проблемы с системой охлаждения. Не стоит водить такую машину. Кроме того, это не лучший вариант, поскольку автомобильный обогреватель не работает.Так что обходить сердечник нагревателя нельзя.
Подробнее: Что нужно знать о двигателях с турбонаддувом
В заключение, сердечник нагревателя — отличное устройство автомобильного двигателя, так как он подает воздух во внутреннее пространство двигателя. В некоторых регионах это устройство широко используется, так как там очень холодно. Что ж, в этой статье мы рассмотрели основы, которые вам нужно знать о компоненте, такие как определение, функция, компоненты и работа сердечника нагревателя. Мы также увидели плохие симптомы и то, что их обходить крайне не рекомендуется.
Надеюсь, вам понравилось чтение, если так любезно прокомментируйте аспект, который вам нравится в компоненте, и поделитесь им с некоторыми другими студентами. Спасибо!
Автомобильная система отопления: как это работает
15 марта 2020
Как работает система обогрева в автомобиле с двигателем внутреннего сгорания: система обогрева связана с системой охлаждения двигателя и использует тепло от двигателя для обогрева кабины. Схема системы отопления автомобиля.Внутри системы вентиляции и кондиционирования автомобиля встроен теплообменник, называемый сердечником нагревателя (см. Схему). Сердцевина обогревателя представляет собой небольшой «радиатор», подключенный к системе охлаждения двигателя.Система охлаждения двигателя заполнена жидкой охлаждающей жидкостью, которая циркулирует между двигателем и основным радиатором автомобиля. Деталь под названием водяной насос создает поток охлаждающей жидкости в системе. Клапан термостата блокирует циркуляцию через основной радиатор при холодном двигателе; он открывается, когда двигатель достигает заданной температуры.Смотрите фото водяного насоса и термостата. Подробнее о водяном насосе.
По мере прогрева двигателя горячая охлаждающая жидкость начинает течь через теплообменник (сердечник нагревателя).
Расход воздуха в системе HVAC автомобиля. Электродвигатель вентилятора системы HVAC создает воздушный поток. Воздух проходит через конденсатор кондиционера, а затем через сердечник нагревателя; см. иллюстрацию. Различные воздуховоды и двери внутри системы HVAC распределяют теплый воздух к вентиляционным отверстиям. Дверь, которая контролирует смешивание теплого и холодного воздуха, называется дверью смешивания температуры .Двери, которые направляют поток воздуха к разным вентиляционным отверстиям, называются дверьми режима .Если воздух, выходящий из вентиляционных отверстий, недостаточно горячий, в первую очередь необходимо проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Если он низкий, необходимо долить охлаждающую жидкость и проверить систему охлаждения на герметичность.
Обычно уровень охлаждающей жидкости должен находиться между отметками Min и Max в расширительном бачке охлаждающей жидкости. Если вы хотите долить охлаждающую жидкость самостоятельно, не открывайте крышку системы охлаждения, когда двигатель горячий, так как охлаждающая жидкость находится под давлением.Ознакомьтесь с мерами предосторожности и инструкциями о том, как это сделать, в руководстве пользователя. Механики дилерских центров обычно доливают охлаждающую жидкость в расширительный бачок во время регулярной замены масла.Также необходимо измерить плотность охлаждающей жидкости. Если плотность не соответствует спецификации или охлаждающая жидкость кажется грязной в расширительном бачке, ваш механик может порекомендовать промыть систему охлаждения, так как сердцевина нагревателя может быть частично забита. Эта проблема не редкость для старых автомобилей с большим пробегом. Промывка системы охлаждения в автомобиле стоит от 140 до 250 долларов.
Застрявший в открытом положении термостат также может вызывать длительное время прогрева, однако в большинстве автомобилей индикатор Check Engine загорается, если термостат заедает в открытом положении.
Проверка плотности охлаждающей жидкости. Еще один симптом заклинивания термостата — это когда температура двигателя падает ниже нормы при движении по шоссе.В некоторых автомобилях, если дверца смешивания температуры внутри системы HVAC не работает должным образом, это также может вызвать недостаток тепла от вентиляционных отверстий. Часто электрический привод или части тросового механизма в ручной системе отопления, вентиляции и кондиционирования изнашиваются, из-за чего дверца смешивания не закрывает полностью холодный воздух.В системе с ручным управлением нагревателем может возникнуть ощущение, что ручка горячего / холодного режима заклинивает и не перемещается в положение «Горячий».
Если воздух из вентиляционных отверстий не поступает даже при полной скорости вращения электродвигателя вентилятора, необходимо проверить салонный фильтр. Грязный салонный фильтр может ограничивать поток воздуха в системе отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Обычно, когда двигатель полностью прогрет, воздух из вентиляционных отверстий должен быть очень теплым на любой скорости или когда автомобиль останавливается на красный свет.
Нагревательные сердечники / нагревательные элементы — Haglin Automotive
Нагревательные / нагревательные сердечники
В Боулдере бывает холодная снежная зима, и поэтому важно, чтобы в вашем автомобиле был исправный обогреватель.К сожалению, системы обогрева автомобилей подвержены выходу из строя, и когда это происходит, вам необходимо внимание механика. В холодное время года обязательно иметь работающие обогреватель и дефростер. В Haglin Automotive наши опытные специалисты могут определить причину проблемы и устранить ее быстро и с минимальными затратами, чтобы вы снова путешествовали с комфортом.
Щелкните изображение, чтобы посмотреть видео о системе обогрева.
Система климат-контроля / обогрева вашего автомобиля приводится в действие сердечником обогревателя, который работает совместно с системой охлаждения двигателя.Система охлаждает двигатель, отправляя нагретый антифриз в радиатор, что позволяет наружному воздуху обдувать радиатор и охлаждать антифриз. Затем антифриз отправляется обратно в двигатель. Горячий антифриз циркулирует по системе охлаждения через шланги радиатора и отопителя. Когда в автомобиле включен обогреватель климат-контроля, открывается переключающая дверца, ведущая к сердечнику обогревателя на приборной панели, и вентилятор или нагнетатель кондиционера направляет воздух через сердечник обогревателя, через воздуховоды в салон автомобиля.
Однако из-за отсутствия промывок системы охлаждения в системе может образоваться коррозия. Антифриз не только регулирует температуру, но и является смазочным материалом и ингибитором ржавчины. Если не промывать и не заменять периодически, может развиться коррозия. Если антифриз загрязнен, это обычно признак утечки охлаждающей жидкости в системе охлаждения, которая позволила воздуху попасть в систему. Это также может быть негерметичный радиатор / шланг, водяной насос или сердцевина нагревателя. Но независимо от проблемы, ее необходимо быстро устранить, чтобы не только сохранить комфорт в салоне вашего автомобиля, но и предотвратить превращение других основных проблем в более серьезные проблемы.Положитесь на Haglin Automotive в обслуживании систем отопления / обогревателя.
Является ли сердечник вашего обогревателя непрозрачным ветровым стеклом в вашем автомобиле?
У некоторых автомобилей изнутри получается странное и непрозрачное лобовое стекло. Сначала это может быть незаметно. Когда светит солнце или другие источники яркого света, лобовое стекло может выглядеть как новое. Вы можете попробовать очистить его всеми средствами для мытья стекол и водой в мире. Тем не менее, это продолжалось. И что хуже всего, это оставляет действительно ужасные полосы.Иногда сервисный центр заменяет вам лобовое стекло или просто наклеивает на него защитную пленку. Многие из них скажут вам, что проблема связана с дефростером. Вы можете регулярно чистить его сухой тканью, но это облако может появляться снова и снова.
Проблема, скорее всего, в сердечнике нагревателя
Вышеуказанное указывает на признаки неисправности сердечника обогревателя в вашем автомобиле.
Ваш механик может называть это «дефростером», но это одно и то же. Сердечник отопителя относится ко второму, небольшому радиатору, который отдает тепло всем пассажирам в машине.Каждый раз, когда вы настраиваете климат-контроль, охлаждающая жидкость вашего автомобиля проходит через сердечник отопителя. Затем вентилятор вашего автомобиля нагнетает воздух через сердечник обогревателя и выдувает его через вентиляционные отверстия. И вот — теплый воздух циркулирует в салоне вашего автомобиля.
Возвращаясь к делу, давайте поговорим о том, что происходит, когда у вашего нагревателя протекает сердцевина. Если сердечник нагревателя протекает, то вместе с теплым воздухом вентилятором выдувается туман охлаждающей жидкости. В этом состоянии охлаждающая жидкость выглядит жирной и грязной.Это распыление из ваших передних вентиляционных отверстий на лобовое стекло — это то, что оставляет после себя мутную пленку.
Утечки в сердечнике нагревателя токсичны
Охлаждающая жидкость может иметь менее «химический» запах и иметь более приятный запах, но вам ни в коем случае не следует пытаться ее попробовать. Охлаждающая жидкость очень токсична. Вот почему протекающий сердечник обогревателя — еще большая проблема, чем просто помутнение лобового стекла.
Неважно, насколько нова ваша машина, подобное может случиться с каждым. Вот почему сердечники нагревателя часто включаются в контракты на обслуживание автомобилей, расширенные гарантии и заводские гарантии.
Если это не сердцевина нагревателя?
Другая проблема может быть связана с кожей или винилом в салоне вашего автомобиля. Материал все еще может быть слишком сырым и, как некоторые сказали бы, «дегазирующим». Другими словами, запах новой машины чертовски сильный. Когда винил или дешевая кожа поднимаются в воздух, это тоже может оставить следы на ваших окнах и лобовом стекле.
Что делать, если это сердцевина нагревателя?
Если это облако появляется каждый раз, когда вы используете обогреватель или дефростер на своем автомобиле, это, безусловно, проблема с сердечником обогревателя.Как обсуждалось ранее, на сердечники нагревателя обычно распространяется заводская и расширенная гарантия. Отнесите свой автомобиль в сервисный центр дилера и сообщите им, что у вас возникли проблемы с дефростером. Они осмотрят и отремонтируют или заменит сердечник нагревателя. Они могут попросить вас прийти для уточнения. В любом случае, поскольку охлаждающая жидкость токсична и движение с затемненным лобовым стеклом небезопасно, немедленно решите эту проблему.
Как работает обогреватель в моем автомобиле?
Система обогрева в вашем автомобиле разработана таким образом, чтобы вам было тепло, когда на улице холодно, влажно и / или ветрено.Система охлаждения двигателя автомобиля
напрямую связана с системой отопления. Если ваша система отопления не работает должным образом, важно ее проверить, потому что система охлаждения вашего двигателя также может работать неправильно, а перегретый двигатель может привести к его повреждению.
Система отопления состоит из нескольких основных компонентов; сердечник обогревателя, двигатель нагнетателя / вентилятор, шланги обогревателя, регулирующий клапан обогревателя и панель / узел управления HVAC (обогрев, вентиляция, кондиционирование воздуха) внутри кабины.Компоненты системы охлаждения, которые взаимодействуют с системой отопления, — это охлаждающая жидкость, термостат, радиатор и водяной насос. Сердечник обогревателя также используется в системе охлаждения автомобиля.
Тепло, которое создается при работе двигателя, накапливается, и его нужно куда-то уйти. Большая часть этого тепла проходит через выхлопную систему. Остающееся тепло остается в отливке двигателя, передаваясь охлаждающей жидкости. Как только автомобиль нагревается до рабочей температуры, термостат открывается и позволяет охлаждающей жидкости из системы охлаждения циркулировать по каналам двигателя, удаляя тепло от двигателя, отправляя его в радиатор и циркулируя в сердечнике нагревателя, который распределяет это тепло в кабине автомобиля. транспортное средство.Пассажиры в автомобиле управляют элементами управления обогревателем и вентилятором, чтобы контролировать, сколько тепла и с какой скоростью поступает в кабину, с помощью скорости электродвигателя / вентилятора нагнетателя.
Сердечник нагревателя похож на небольшой радиатор, который действует как теплообменник. Обычно он устанавливается под приборной панелью или корпусом HVAC рядом с брандмауэром на стороне пассажира
транспортного средства. Этот компонент имеет впускное и выпускное отверстия, позволяющие теплоносителю проходить через активную зону. Электродвигатель нагнетателя продувает воздух через сердечник обогревателя в салон автомобиля.Клапан управления нагревателем — это устройство, которое регулирует поток горячей охлаждающей жидкости двигателя через сердечник нагревателя. Обычно он расположен в одном из шлангов нагревателя, чтобы регулировать этот поток. Таким образом, этот клапан помогает регулировать мощность обогревателя в кабине, как того требуют органы управления обогревателем, которыми управляют пассажиры салона автомобиля.
Для правильной работы нагревателя решающее значение имеет хорошее рабочее состояние системы охлаждения. Правильное сочетание чистой охлаждающей жидкости и воды, обеспечивающее надлежащий уровень защиты, который в нашем климате составляет -32 градуса по Фаренгейту.Наличие полного уровня охлаждающей жидкости без утечек также очень важно для правильной работы. Термостат должен открываться и закрываться при надлежащих уровнях температуры и не заедать, а водяной насос должен работать, чтобы он мог циркулировать охлаждающую жидкость через двигатель, радиатор и сердечник нагревателя. Сердечник нагревателя и радиатор необходимо поддерживать чистыми и герметичными, чтобы тепло от двигателя могло должным образом рассеиваться.
Правильное обслуживание системы охлаждения — ключ к эффективной работе системы обогрева вашего автомобиля.Регулярная промывка охлаждающей жидкости в двигателе и добавление чистой смеси охлаждающая жидкость / вода очень важны наряду с устранением любых утечек, возникающих в вашей системе охлаждения. Мы рекомендуем регулярно проверять вашу систему охлаждения при каждой замене масла, чтобы вы знали о любых проблемах с системой охлаждения и могли их отремонтировать, пока они еще небольшие. Стив и Карен Джонстон — владельцы компании All About Automotive, занимающейся ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей в историческом центре города Грешем.Если у вас есть вопросы или комментарии, позвоните им по телефону 503-465-2926 или напишите по адресу [адрес электронной почты защищен], вы также можете посетить наш веб-сайт allaboutautomotive.com.
11 стильных идей крышки радиатора
В доме есть некоторые вещи, с которыми вам просто нужно научиться жить, например, надоедливый сосед по дому или громоздкие радиаторы (если вы не хотите терпеть дорогостоящий ремонт). Сегодня мы сосредотачиваемся на решениях для последнего, поскольку прикрыть радиатор гораздо легче, чем с неидеальным соседом по комнате.Мы нашли множество идей и примеров крышек радиаторов, которые подойдут для разных вкусов и требований образа жизни. Прочтите об одиннадцати хитроумных приемах украшения радиаторов от самых стильных современных дизайнеров интерьера.
1 Постройте над ним кабинет
Линн Форд Интерьерс построила над этим радиатором шкаф, чтобы освободить пространство в коридоре и превратить его в красивый уголок для чтения. Теперь, вместо того, чтобы вступать в противоречие с шикарным деревенским домом, решетчатая решетка на передней панели прекрасно дополняет непринужденный стиль.
2 Будьте стратегически настроены со своим макетом
В этой ванной, разработанной Elizabeth Roberts Architecture & Design, радиатор занимает довольно большую часть стены. Затем стратегически планировали ванную комнату так, чтобы большую ее часть занимала горизонтальная ванна. И вместо того, чтобы покрасить его в белый цвет, чтобы он сливался с осенью, это угрюмый серый оттенок, который подчеркнут турецким полотенцем.
3 Покройте это полностью
В этой гостиной не один надоедливый радиатор, а два .Поскольку форма радиаторов делает их утомительно перекрашивать, иногда может быть проще выбрать съемную крышку радиатора, которая делает их более чистыми и немного гармонирует со стеной.
4 Включите это в дизайн
В этом пространстве deVol Kitchens радиатор полностью встроен в дизайн, а не скрыт. Он отражает серые завитки на мраморных столешницах, в то время как состаренная бронзовая фурнитура говорит с другими акцентами повсюду.
5 Прислонитесь к нему
Отличное временное решение, если вы не хотите привлекать больше внимания к гигантскому радиатору? Просто прислоните к нему какое-нибудь произведение искусства. Затем, когда вы хотите полностью прогреться в разгар зимы, вы можете просто отодвинуть его в сторону.
6 Окружите его растениями
Эта гостиная, спроектированная Линн Форд, излучает жизнерадостную энергию, начиная от этого всплеска цвета ковра и цветов и заканчивая белоснежными стенами и диваном.И мы можем сосредоточиться на этих стильных аспектах пространства, потому что радиатор замаскирован и окружен скоплением живых растений.
7 Стройте вокруг него
На другой кухне от deVol радиатор искусно замаскирован скамьей, что также имеет функциональную и стильную ценность. Он прямо у окна, идеально подходит для дополнительных сидений на кухне или в качестве уголка для чтения.
8 Добавить полку
Эта крышка радиатора в спальне от дизайнера Next Wave Толедо Геллера предлагает дополнительный бонус в виде дополнительной площади для таких вещей, как растения и декор.Это отличное решение, когда поверхностное хранение ограничено, или в спальне, когда радиатор исключает возможность использования прикроватной тумбочки.
9 Нарисуй глаз вверх
Покрасьте радиатор в тот же цвет, что и стены, а затем привлеките внимание произведениями искусства. Вы также можете прикрыть его часть вешалкой для одежды, что особенно удобно в крошечных помещениях.
10 Подвиньте стол над ним
Эта спальня в доме Дженнифер Миллер в Хэмптоне — еще один великолепный пример того, как заставить сложные ранее существовавшие причуды работать на и .Миллер выбрал люцитовый столик-консоль (присмотритесь) как намек на современный стиль, который не делает комнату слишком тесной. И это , всего лишь , достаточно высокий, чтобы скользить по радиатору, не занимая буквального или визуального пространства.
11 Сделайте это с декором
Если вы решили приобрести крышку радиатора или построить шкаф на заказ, выбирайте материалы с умом. Древесина является первоклассной, так как она хорошо проводит тепло. Просто убедитесь, что вы строите как минимум на четыре дюйма выше верхней части радиатора.Затем украсьте старинными фарфоровыми вазами или другими яркими предметами коллекционирования и декора, чтобы отвлечься от закрытого радиатора.
Хэдли Мендельсон Главный редактор Хэдли Мендельсон — старший редактор House Beautiful, и когда она не занята одержимостью всеми вещами, связанными с декором, вы можете обнаружить, что она рыщет по винтажным магазинам, читает или спотыкается, потому что она, вероятно, снова потеряла свои очки.Этот контент создается и поддерживается третьей стороной и импортируется на эту страницу, чтобы помочь пользователям указать свои адреса электронной почты.Вы можете найти больше информации об этом и подобном контенте на сайте piano.io.
Что нужно знать о проблемах и способах их устранения
Не все знают, что такое сердечник нагревателя или как определить, что он больше не работает должным образом. Сердечник обогревателя — это система, которая передает тепло от охлаждающей жидкости, протекающей через радиатор, в салон автомобиля, когда вы включаете обогреватель, чтобы согреться. Это также одна из немногих систем в вашем автомобиле, которая может протекать внутри автомобиля, где находитесь вы и ваши пассажиры.Это означает, что когда что-то идет не так с сердечником нагревателя, это может быть потенциально неприятной проблемой. Может показаться, что выйдет из строя небольшая система, но это может привести к гораздо большим проблемам, если не решить ее быстро.
Авторемонт стоит ДОРОГОЙ
Как узнать, забита ли сердцевина нагревателя?
Есть несколько способов узнать, есть ли у вас проблема с сердечником нагревателя. Хотя некоторые из этих симптомов могут указывать на другую проблему, если вы столкнулись с несколькими из них и у вас возникли проблемы с обогревом автомобиля, вы можете подумать, что проблема заключается в сердечнике обогревателя.
- Самым очевидным признаком засорения или поломки сердечника нагревателя является то, что нагрев просто не работает, когда вы его включаете. Нагнетательный вентилятор будет продолжать работать в обычном режиме, но даже по прошествии того времени, когда вы знаете, что тепло должно выдуваться, воздух будет теплым или даже холодным.
- Слизистая пленка или покрытие на внутренней стороне окон и лобового стекла. Также может показаться, что во время вождения появляется туман. Это еще один признак того, что у вас проблема с сердечником нагревателя, поскольку покрытие представляет собой не обычный конденсат, а охлаждающую жидкость.
- Если вы заметили охлаждающую жидкость на полу автомобиля, скорее всего, она просочилась через вентиляционные отверстия из-за неисправности сердечника обогревателя.
- Охлаждающая жидкость обычно имеет очень сладкий запах, поэтому, если вы заметили стойкий сладкий или фруктовый запах, находясь за рулем автомобиля, это, вероятно, означает, что у вас есть утечка в системе или засорение, и оно скапливается в вентиляционных отверстиях. где это можно почувствовать.
На ваших окнах может образовываться пленка или даже что-то вроде густого тумана, который вы можете увидеть в зеркале, когда принимаете горячий душ, что указывает на утечку в сердечнике обогревателя.На самом деле это не пар, который образуется на ваших окнах; это охлаждающая жидкость, распыленная вентилятором и выдувающая ваши окна. Жидкость покрывает ваши окна, затрудняет просмотр, а также может быть трудно очистить.
Вы также можете обнаружить утечку изнутри приборной панели, которая может скапливаться на полу вашего автомобиля на ковриках. Вы также можете увидеть это на консоли на панели перед вами. Это не обязательно будет происходить из вентиляционных отверстий, потому что она действительно протекает изнутри, но будет дальше в любых стыках или трещинах.Если вы видите утечку охлаждающей жидкости из этих мест, значит, у вас забит сердечник нагревателя или какая-то утечка.
Что такое промывка сердечника нагревателя?Если обогреватель в вашем автомобиле не работает и при его включении вентилятор просто дует прохладным воздухом, возможно, у вас засорился сердечник обогревателя. Вы можете исправить это, выполнив промывку сердечника нагревателя. Промывка сердечника нагревателя, как следует из названия, — это когда вы промываете систему сердечника нагревателя, чтобы удалить любой мусор или засорения, которые вызывают его неправильную работу.Это можно сделать либо со сжатым воздухом и водой, либо только с водой, но сжатый воздух может помочь устранить некоторые из крупных засоров, если это серьезная проблема.
Промывка сердечника нагревателя — это вид ремонта, который вы можете выполнить дома, если вам удобно отсоединять и повторно подсоединять шланги в двигателе и пытаться прочистить трубопроводы самостоятельно. Вы можете найти пошаговые инструкции и даже видеоролики, которые показывают, как это сделать, в Интернете, но это определенно немного сложнее, чем что-то вроде добавления дополнительной жидкости для омывателя в резервуар.Если вы никогда раньше не ремонтировали автомобиль самостоятельно и не чувствуете себя комфортно при таком уровне работы, то, вероятно, лучше всего просто отнести свою машину к механику, чтобы он это сделал. Механик может взимать с вас от $ 100 до $ 150 за такую промывку охлаждающей жидкости.
Если вы чувствуете себя достаточно уверенно, чтобы справиться с этой задачей с помощью рекомендаций, которые вы можете найти в Интернете, мы можем показать вам базовое пошаговое руководство, которое потенциально может сэкономить ваше время и деньги, устраняя проблему в другом месте.
Как выполнить промывку сердечника нагревателяПромывка сердечника нагревателя не так уж и сложна. Если вы готовы к этому, то это то, что вам нужно.
- Большое ведро для сбора всей охлаждающей жидкости из магистралей. Вы не хотите, чтобы охлаждающая жидкость стекала или выливалась на подъездную дорожку или пол гаража, так как это не только сложнее убрать, но и вредно для окружающей среды. Постарайтесь избавиться от этого как можно более ответственным образом.Старые, грязные и сгоревшие жидкости можно сбросить в большинство гаражей и механических мастерских для безопасной утилизации.
- Чистая пластиковая трубка
- Тряпки, перчатки и защитные очки
- Ваш садовый шланг
- Плоскогубцы или отвертка для снятия зажимов, удерживающих шланги на месте
- Воздушный компрессор
- Адаптер для фитинга с зазубринами ¾ ”
После того, как у вас есть все необходимые детали, действия будут довольно простыми. Прежде чем делать что-либо из этого, убедитесь, что ваша машина отдохнула и остыла, чтобы не обжечься.
- Найдите брандмауэр вашего автомобиля в двигателе, металлическую стену, отделяющую двигатель от салона, и вы увидите два довольно толстых шланга, выходящих из нее. Это линии охлаждающей жидкости, которые вам нужно будет промыть. Один всасывает охлаждающую жидкость; одна выходит охлаждающей жидкости.
- Шланги будут прикреплены к брандмауэру с помощью хомутов. Вам нужно иметь ведро под рукой, чтобы собирать охлаждающую жидкость по мере ее стекания при снятии шлангов. Используйте плоскогубцы и отвертку, чтобы снять зажимы, и вам может понадобиться аэрозольная смазка, такая как WD40, под рукой, если их нелегко сдвинуть.Будьте осторожны, чтобы не повредить зажимы или шланги. Если вы это сделаете, их нужно будет заменить.
- Удалите любые излишки пролитой жидкости в двигателе, на шлангах или других деталях с помощью ветоши.
- Если у вас есть воздушный компрессор, вы можете прикрепить его к выпускному шлангу на этом месте. Вам понадобится соединительная муфта, чтобы завершить герметизацию, или, в крайнем случае, клейкую ленту. Давление не должно превышать максимум 20 фунтов на квадратный дюйм в течение не более 10 минут, чтобы вытеснить песок и грязь. Больше может повредить систему.Опять же, если у вас нет воздушного компрессора, в этом шаге нет необходимости.
- С помощью переходника ¾ ”и шланга прикрепите садовый шланг к выпускному отверстию. Как и в случае со сжатым воздухом, вам нужно знать о давлении. Шланг для полной продувки может выдвигать давление около 40 фунтов на квадратный дюйм, что может быть слишком много для вашей системы. Постарайтесь удерживать его на уровне от 10 до 20 фунтов на квадратный дюйм. Пропустите воду через сердцевину, пока она не вытечет из вашего ведра.
- Чтобы получить дополнительный проход, повторите процесс еще раз с впускным патрубком.
- Если у вас есть воздушный компрессор, вы можете использовать его, чтобы не вытеснять лишнюю воду из активной зоны.
- На этом этапе вы можете использовать очиститель радиатора, чтобы промыть всю систему. Что-то вроде Royal Purple Radiator Flush — это продукт хорошего качества, который стоит менее 15 долларов. Следуйте инструкциям на этикетке, но оставьте на полчаса.
- Снова промойте все водой, чтобы очистить промывку радиатора.
- Подсоедините шланги и затяните зажимы, но не затягивайте их слишком сильно.
- Удалите всю пролитую охлаждающую жидкость, которая может попасть на детали двигателя. В частности, убедитесь, что ваши ремни чистые и сухие, так как вы не хотите, чтобы они соскользнули из-за того, что они покрыты антифризом.
- Залейте в резервуар охлаждающей жидкости радиатора смесь антифриза и дистиллированной воды в соотношении 50/50, как указано в руководстве пользователя.
- Заведите автомобиль и дайте ему поработать некоторое время, чтобы охлаждающая жидкость могла циркулировать. Вы обнаружите, что вам, возможно, придется добавлять больше по мере прохождения, а также воздух выходит изнутри, что приводит к снижению уровней.Этот процесс может занять некоторое время.
- Возьмите автомобиль на короткий тест-драйв, достаточно продолжительный, чтобы нагреватель прогрелся. Если тепло циркулирует нормально, сделайте второй осмотр под капотом, чтобы найти утечки жидкости в том месте, где вы снова подсоединяли шланги.
- Если обогрев все еще не работает, значит, проблема вышла за рамки того, что можно исправить с помощью простой промывки, и вам, вероятно, придется отнести свою машину к механику.
Если промывка сердечника нагревателя не помогает вернуть теплообменник в нормальное состояние, возможно, вам потребуется полностью заменить сердечник нагревателя.В зависимости от марки, модели и года выпуска вашего автомобиля стоимость замены сердечника нагревателя может варьироваться от до 500 долларов США до 1 000 долларов США. Очевидно, что это довольно значительный диапазон, но, к сожалению, мы не можем сузить его дальше, потому что он действительно зависит от типа вашего автомобиля, его состояния, а также от того, в какой стране вы живете. Как вы, несомненно, заметили, стоимость ремонта может сильно различаться даже между двумя магазинами в одном городе, и она определенно будет меняться от одного города к другому.Ясно, что это дорогая деталь, которую нужно заменить, если до этого дойдет, поэтому некоторое регулярное обслуживание определенно может сэкономить вам много денег в долгосрочной перспективе.
Могу ли я ездить без сердечника нагревателя?Некоторые люди могут подумать, что водить машину с неисправным сердечником нагревателя — не проблема. Хотя самая большая проблема, похоже, заключается в том, что вам придется иметь дело с холодной машиной в холодный день, это может быть симптомом гораздо более серьезной проблемы.Во-первых, при утечке жидкости окна могут запотевать и закрывать обзор.
Если у вас есть утечка охлаждающей жидкости где-то в системе, вы рискуете перегреть двигатель, что в конечном итоге приведет к гораздо более серьезным и дорогостоящим проблемам. Когда ваш двигатель начинает перегреваться, вы заметите некоторые из следующих симптомов.
- Шум от двигателя, который часто называют «детонацией в двигателе». Это самый ранний симптом перегрева двигателя, и он возникает, когда температура опускается на 20-40 градусов выше нормы.Если это будет продолжаться, это может привести к поломке поршней и поршневых колец.
- Отсутствие мощности. При повышении температуры двигатель будет работать намного хуже. В диапазоне от 40 до 80 градусов выше нормы стук станет серьезным дребезжащим звуком. Вы рискуете повредить поршень, а также подшипники.
- Когда температура превышает норму на 100 градусов, это означает, что у вас, скорее всего, вообще закончилась охлаждающая жидкость.