Причины стука в двигателе
01.08.2020
5058
Хорошо известно, что двигатель автомобиля состоит из большого количества подвижных элементов, которые находятся под механической и тепловой нагрузкой. Также каждый тип ДВС имеет ограниченный ресурс, то есть детали постепенно изнашиваются. В результате такого износа в двигателе со временем появляется стук, мотор начинает дымить, попадает тяга, увеличивается расход масла и топлива и т.д.
Также в двигателе могут возникать различные неполадки, которые приводят к появлению шума и стука даже на «свежих» агрегатах. В этом случае речь идет не об износе, а о поломке, которая становится главной причиной посторонних звуков. Еще бывает так, что двигатель стучит только «на холодную» или «на горячую».
Также стук в моторе может появляться и пропадать на разных режимах или же двигатель стучит независимо от степени прогрева и нагрузки на ДВС. Далее мы поговорим о том, что может приводить к появлению стука, а также как определить, что застучало в двигателе.
Почему двигатель начинает стучать?
Прежде всего, нужно понимать, что стучать может как сам двигатель, так и навесное оборудование. Например, владелец может услышать шум и стук помпы, генератора, насоса ГУР и т.д. Если же говорить о самом двигателе, стуки могут появляться в результате износа или повреждения шатунных вкладышей, поршней, в случае проблем с ГРМ и т.п.
Итак, если неожиданно появился стук в двигателе, основными причинами могут быть:
- снижение уровня моторного масла или потеря его свойств;
- мотор начал перегреваться по тем или иным причинам;
- силовой агрегат изношен, имеются проблемы с ЦПГ и КШМ;
Также важно учитывать, стучит в двигателе только на холодную и/или на горячую. Еще важно определить, является ли такой стук пропадающим или постоянным. Дело в том, что далеко не всегда силовой агрегат стучит постоянно.
Часто стуки прослушиваются только на холодную, однако после прогрева исчезают. Отметим, что в этом случае на некоторых ДВС на холодную слышен стук поршней в цилиндрах. Причина – гильзы цилиндра изношены, что и приводит к образованию зазора между поршнем и стенкой цилиндра.
Однако с учетом того, что поршни алюминиевые, после прогрева происходит их расширение. Не трудно догадаться, что после расширения зазор становится меньше и стук в двигателе пропадает на горячую. Также на холодном моторе может шуметь цепь ГРМ.
Дело в том, что давление масла после пуска ДВС бывает недостаточным. Если конструктивно предусмотрен гидравлический натяжитель цепи ГРМ, натяжения попросту недостаточно и появляется шум, который исчезнет с прогревом.
Часто на холодную стучат и гидрокомпенсаторы, причем это считается нормой. Если же стук гидрокомпенсаторов не пропадает после прогрева, а также не помогает смена масла и промывка системы смазки, тогда гидрокомпенсаторы нужно менять.
Теперь перейдем к проблеме стука мотора после выхода на рабочие температуры. Сразу отметим, если мотор стучит «на горячую», проблемы могут быть более серьезными по сравнению с шумами непрогретого ДВС.
Прежде всего, может стучать коленвал или детали ЦПГ. Это указывает на большой износ. В двух словах, пока мотор холодный, масло менее текучее и не так сильно разжижено. Фактически, смазка заполняет увеличенные от износа зазоры.
В результате стуков в сопряженных парах после запуска холодного мотора нет. Однако по мере прогрева силовой установки масло становится жидким и стук начинает проявляться, причем достаточно отчетливо.
Если точнее, стук в двигателе на горячую указывает на то, что зазор увеличен в области коренных подшипников (между коренными вкладышами и шейками коленчатого вала). Также зазоры могут быт увеличены в шатунных подшипниках, хотя на практике в этом случае чаще слышен металлический стук в двигателе, причем независимо от того, холодный или прогретый двигатель.
Еще стуки на горячую могут проявляться тогда, когда трескается поршневой палец, а также если трещины образовались на юбке поршня. Так или иначе, стук в моторе после прогрева требует прекращения эксплуатации и немедленной диагностики.
Еще одной распространенной проблемой является стук в двигателе на холостых, то есть когда мотор (независимо от степени прогрева) работает в режиме холостого хода. Если же поднять обороты, стуки и шумы пропадают или становятся менее интенсивными.
Сразу отметим, стуки на холостых могут указывать как на то, что какая-либо деталь задевает за другую от вибраций (например, могут стучать крышки, кожухи и т.д.), так и на люфты различных шкивов, шестеренок и приводов.
Как видно, причин для стука двигателя много, по этой причине важно локализовать источник как можно точнее. Теперь давайте остановимся на самых распространенных неполадках и рассмотрим наиболее частые источники шумов в двигателе более подробно.
Стук в головке блока цилиндров
Обычно, если речь заходит о стуках в области ГБЦ, чаще всего стучат клапана или гидрокомпенсаторы. Также клапанный стук можно услышать на моторах с ГК, а не только в агрегатах, которые имеют механический привод клапанов.
Так или иначе, стук гидрокомпенсаторов нужно устранять присадкой, промывкой или заменой, а клапана следует регулировать. Если же данные процедуры не помогают, тогда высока вероятность износа кулачков распредвала.
Также может появиться зазор между толкателем и посадочным местом, торец клапана имеет износ, пришли в негодность регулировочные шайбы и т.д. Еще в ГРМ шумы и стуки часто издает цепь, в механизмах с ременным приводом нередко выходят из строя натяжные ролики.
Следует помнить, что в головке изнашиваются и втулки клапанов, седла, постепенно образуется выработка постели распредвала.
При этом важно понимать, что езда со стуками и шумами в механизме газораспределения недопустима по ряду причин. Например, увеличенные зазоры ухудшают герметичность камеры сгорания, мотор теряет мощность, отмечается быстрый износ деталей ГРМ.
Если зазоры слишком большие, могут вылететь регулировочные шайбы, что приведет в негодность распредвал и т.д. В случае, когда стучат гидрокомпенсаторы, сильно изнашиваются кулачки распредвала.
Стук в блоке цилиндров двигателя
Появление стука в БЦ, особенно если локализуется стук в нижней части двигателя, часто указывает на проблемы с КШМ. Такие стуки говорят о серьезной поломке, двигатель нужно прекратить эксплуатировать. В противном случае можно привести в негодность коленчатый вал.
Если же застучали шатунные вкладыши, дальнейшая езда приведет к отрыву крышки шатуна, затем будет пробит блок цилиндров. В этом случае может потребоваться менять весь двигатель на контрактный.
Стук шатунных шеек металлический, отличается резкостью, особенно если нажать на газ. Также в подобной ситуации падает давление масла, загорается лампочка давления масла на панели приборов. Снижение давления приводит к тому, что двигатель может заклинить уже через несколько минут работы под нагрузкой.
Также стучать могут коренные шейки коленвала. Такой стук более низкий, по мотору идет вибрация. Причина – в результате износа коренных шеек появляется зазор между шейками коленвала и опорами в блоке. Еще такой стук может появиться по причине низкого давления в системе смазки, что приводит к появлению задиров на шейках вала.
Отметим, что если проблема в коренных шейках вала, до места ремонта можно доехать своим ходом, чего не скажешь о стучащих шатунных подшипниках. Однако и в этом случае никаких серьезных нагрузок на ДВС давать нельзя, а сам двигатель нужно ремонтировать сразу.
Теперь перейдем к ЦПГ. Если стала стучать поршневая группа, это говорит об увеличении зазора между поршнем и цилиндром, а также возникновении дефектов как на гильзе, так и на самом поршне.
Еще следует отметить, что причиной стуков также может оказаться поршневой палец и место его соединения с шатуном. Например, если палец выдвинут из поршня, тогда он может бить по стенке цилиндра. Причина — недостаточная запрессовка пальца или стопор на поршне вылетел (в зависимости от типа посадки поршневого пальца на том или ином ДВС, которая бывает «горячей» и «плавающей»).
Шумы и стуки в навесном оборудовании ДВС
Как уже было сказано выше, стучать может не сам двигатель, а его навесное оборудование. Дело в том, что в силовой установке может шуметь или застучать помпа, стартер, генератор и т.д. Также не следует исключать возможных проблем с КПП.
Как определить, что стучит в двигателе
Рекомендуем также прочитать статью о том, как точно определить, что стучит в двигателе. Из этой статьи вы узнаете о различных доступных способах диагностики и определения стуков и шумов в ДВС.
При этом диагностировать проблему легче, чем в случае с двигателем. Для проверки нужно снять ремень с того или иного агрегата, после чего оценить уровень шума, запустив ДВС. Также после снятия ремня следует прокрутить валы и шкивы, чтобы точно определить источник стука или шума.
Что в итоге
Как видно, причин для стука в моторе существует достаточно много. При этом стук в двигателе может появляться и пропадать (в зависимости от нагрева и степени нагрузки на ДВС).
Для точного определения поломки в ряде случаев двигатель нужно разбирать и проводить дефектовку. Данная процедура позволяет оценить состояние деталей ЦПГ, КШМ, ГРМ и т.д. на предмет выработки и увеличения зазоров, задиров, трещин и других дефектов.
Cпециалист по ремонту двигателей определяет возможность восстановления (ремонта) или же принимает решение о полной замене изношенных и поврежденных элементов. Например, коленчатый вал во многих случаях шлифуют, блок цилиндров гильзуют/растачивают, тогда как поршни, поршневые кольца, шатуны и другие детали принято менять. Что касается ГРМ, распредвал также подлежит шлифовке или замене, клапана нередко меняют на новые.
Напоследок отметим, что ремонт двигателя, как частичный, так и капитальный, является дорогостоящей и сложной процедурой. По этой причине следует использовать только высококачественные запчасти и доверять такую работу исключительно проверенным и квалифицированным специалистам.
Вернуться к списку новостей
01.08.20205058
Исправная работа мотоциклетного двигателя всегда сопровождается ровным шумом, тон которого меняется в зависимости от оборотов и нагрузки. Когда же появляются посторонние звуки, они, как фальшивые ноты в оркестре, режут ухо и вызывают беспокойство. Водитель понимает: в двигателе что-то неладно, но что именно не всегда может правильно определить. Как же распознать причину, вызвавшую лишний звук, и как ее устранить? Попытаемся ответить на эти вопросы применительно к тяжелым мотоциклам. Первая и самая распространенная причина — неправильно установленный момент зажигания. Если искра на свече возникает слишком рано, возрастающее давление в цилиндре тормозит движение поршня, стремящегося к ВМТ, ударной волной передает через клапан дополнительные усилия на механизм газораспределения, Резко выбираются зазоры, слышны стуки в двигателе. Они пропадают после правильной установки зажигания. Пугающее дерганье двигателя после выключения зажигания, сопровождающееся глухими ударами, может возникнуть при перегреве деталей, вызванном слишком ранним зажиганием, уменьшенным зазором в свече, применением слишком «горячих», не пригодных для данного двигателя свечей. Кроме правильной установки зажигания, следует обеспечить требуемый зазор между электродами (то что вы пользуетесь свечами, рекомендуемыми заводом-изготовителем, само собой разумеется). Однако калильное зажигание возникает не только в названных случаях, оно возможно и от раскаленных частиц нагара, покрывающих поршень и головку цилиндра. Звуки, вызываемые детонацией (взрывообразным сгоранием смеси), воспринимаются нами как звонкие. Они хорошо слышны при резком увеличении «газа» или нагрузки и неразличимы на высоких оборотах, когда детонация особенно опасна. В итоге могут прогореть днища поршней, разрушиться перегородки между кольцами, подшипники, детали механизма газораспределения. Виновником детонации чаще всего является бензин, октановое число которого ниже требуемого, или перегрев двигателя. Хорошо различимые звуки у тяжелых мотоциклов издает газораспределительный механизм. Увеличение зазора, возникающее в результате естественного износа трущихся поверхностей коромысел, распределительного вала, толкателей, надо вовремя устранять. Увеличенные зазоры опасны из-за скрытых последствий. Если мотор «с затянутыми клапанами» сразу дает знать о них тем, что плохо тянет, то в противоположном случае, вроде бы, все хорошо, если не принимать во внимание повышенный шум механизма газораспределения. Хорошо, но до поры до времени. Увеличенный зазор, кроме неприятного звука, вызывает дополнительные ударные нагрузки на все пары трения. Если ни один уважающий себя владелец четырехтактной машины не будет стучать молотком по кулачку распределительного вала, то в процессе работы такого двигателя он, образно говоря, стучит по распределительному валу при помощи рукоятки «газа». В результате разрушается шлифованная поверхность механизма, делая бесполезной последующую регулировку. Направляющие клапанов при этом тоже изнашиваются, что открывает путь маслу в камеру сгорания и двигатель начинает дымить. При уменьшенных зазорах очень быстро может обгореть кромка клапана, потому что в седло он практически не садится, а зависает и все время приоткрыт. Регулировку нужно проводить очень тщательно, пользуясь положенным по инструкции щупом, а не на глазок. Бывают случаи, когда вы установили зазоры при помощи щупа, точно по инструкции, пустили двигатель, а он опять начинает тарахтеть и звенеть. В чем же дело? Вероятно, неравномерно износилась одна и другая пары трения. Могут быть и сколы, трещины и выкрашивания на поверхности кулачков. Может быть износ шеек распределительного вала, поверхности кулачка. В таком случае надо внимательно осмотреть все детали механизма газораспределения и как можно скорее заменить неисправные. Перейдем к поршневой группе. Здесь в камере сгорания постепенно растет слой нагара уменьшающий ее объем. Нагар плохо проводит тепло, и камера перегревается, что вызывает детонацию. В этом случае на низких оборотах слышны глухие удары. Четко различимое легкое позвякивание может быть вызвано сильным износом поршневых колец. Подтверждением будут служить повышенный расход масла, дымление двигателя и низкая компрессия в цилиндрах. Стук поршневого пальца отличается резким металлическим тоном и исходит из верхней части цилиндра. Он может быть следствием неправильной установки опережения зажигания (слишком раннее) и износом пары втулка шатуна — палец. Попробуйте более точно отрегулировать зажигание, а если это не поможет, смените пару, пока ударные нагрузки, вызванные износом, не сказались на других важных деталях. Теперь мы добрались до самой сложной и ответственной части двигателя — коленчатого вала. Он установлен в картере в двух опорных подшипниках, а на его шейках вращаются шатуны. При длительной работе двигателя увеличиваются вследствие износа зазоры между контактирующими поверхностями этих деталей, и это проявляется характерными стуками. Изношенный подшипник нижней головки шатуна издает «тикающий» звук среднего тона, а опорный подшипник — более низкого. Оба прослушиваются в нижней части картера при малых оборотах вала и исчезают по мере их увеличения. Чрезмерный износ опорных подшипников сопровождается падением давления масла и заметным усилением дисбаланса двигателя — он сотрясается при малых оборотах. В заключение отметим, что правильно определить причину неисправности по звуку — дело весьма трудное. Для успеха требуется не только хороший музыкальный слух, но и опыт, накапливаемый при последующих разборках двигателя, когда есть возможность убедиться в достоверности предварительного диагноза. Но во всех случаях появление нового, постороннего звука должно послужить мотоциклисту сигналом для повышения внимания к тому иди иному узлу. А. СОКОЛОВ, инженер
1979N10P27 |
6 причин стука в двигателе
Перейти к основному содержанию
Тук-тук. Кто здесь? Это ваш двигатель, дающий вам понять, что где-то под капотом есть проблема. Если ровный гул, к которому вы привыкли, исходит от вашего двигателя, заменяется повторяющимся постукиванием или звоном, который становится громче и быстрее по мере ускорения, это классический признак детонации двигателя. Но «стук в двигателе» может описывать множество различных шумов, каждый из которых может быть вызван всевозможными отдельными проблемами. Выяснить источник детонации двигателя может быть сложно! Чтобы помочь вам начать работу, мы перечислили ниже шесть наиболее распространенных причин детонации двигателя. Если вам нужно решить эту проблему, обратитесь к профессионалам в сервисный отдел Capitol Toyota. Наши дружелюбные консультанты по обслуживанию, квалифицированные специалисты и хорошо оборудованные помещения означают, что мы можем позаботиться о вашей Toyota лучше, чем кто-либо другой в Салеме. Знаешь, как говорят: не стучи, пока не попробуешь!
6. Детонационный стук: слишком низкое октановое число
Во-первых, нам нужно знать, что такое детонационный стук. Когда ваш двигатель работает ровно, топливно-воздушная смесь сгорает в одном контролируемом взрыве внутри каждого цилиндра. Детонационный стук — это стук, который вы услышите, когда топливно-воздушная смесь в цилиндрах детонирует более чем в одном месте за раз. Части воздушно-топливной смеси могут начать воспламеняться слишком рано. Когда эти мини-огненные шары сталкиваются, они издают стук.
Если в вашем автомобиле настроен двигатель, рассчитанный на работу с высокооктановым топливом, вы можете столкнуться с детонацией двигателя, если заправите его топливом со слишком низким октановым числом. Топливо с высоким октановым числом сгорает более равномерно и устойчиво к детонации. Итак, если вы заливаете в свой автомобиль обычный неэтилированный бензин, который требует топлива премиум-класса, это может быть источником вашего стука. Обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя, чтобы узнать, какое октановое число подходит для вашего автомобиля.
5. Детонационный стук: неправильный выбор времени
В большинстве современных автомобилей синхронизация двигателя, т. е. момент зажигания свечи зажигания, контролируется компьютером. Но если по какой-либо причине искра не зажигается точно в то время, когда должна, это может вызвать многократные детонации в цилиндре, что приведет к детонации двигателя.
4. Детонационный стук: обедненная топливно-воздушная смесь
Проблемы с датчиками кислорода, топливными форсунками, топливным насосом или датчиком массового расхода воздуха могут привести к обеднению топливно-воздушной смеси в двигателе. Бедная воздушно-топливная смесь – это смесь, в которой недостаточно топлива и слишком много воздуха. Без достаточного количества топлива в каждом цилиндре смесь не будет сгорать достаточно быстро, что приведет к множественным детонациям — это детонация в двигателе.
3. Детонационный стук: неисправный датчик детонации
К счастью, стук в двигателе не является частой проблемой современных автомобилей, потому что соотношение воздух/топливо, топливные форсунки и синхронизация контролируются компьютером. Есть даже датчик детонации, который определяет детонацию в двигателе и сообщает об этом блоку управления двигателем, чтобы он мог решить проблему автоматически.
Это, естественно, означает, что неисправный датчик детонации может привести к детонации двигателя. Если вы ездите на современном автомобиле с детонацией в двигателе, проверка датчика детонации является важной частью диагностического процесса.
2. Стук шатуна: изношенные подшипники
Другим типом стука в двигателе является стук шатуна. Когда поршни движутся вверх и вниз в двигателе, они вращают коленчатый вал, который в конечном итоге передает мощность на колеса. Подшипники штока способствуют плавному движению поршня, но со временем они могут изнашиваться или выходить из положения. По мере износа подшипников поршни начинают стучать по коленчатому валу, создавая очень похожий стук. Чтобы устранить эту проблему, вам могут понадобиться новые подшипники или другие работы с поршнями или коленчатым валом — деталями, расположенными глубоко в двигателе, а это означает, что ремонт может занять много времени.
1. Плохие натяжители/шкивы ремня
Другой возможный источник детонации в двигателе на самом деле исходит вовсе не от самого двигателя. Это может быть из-за ремня навесного оборудования. Когда двигатель работает, он вращает ремень, соединенный с различными шкивами по всему моторному отсеку. Этот ремень должен быть точно натянут так, чтобы он вращался плавно и бесшумно. Если ремень растягивается, натяжитель не работает должным образом или один из шкивов деформируется, вы можете услышать дребезжание, щелчки и шлепки, которые можно принять за детонацию двигателя. К счастью, починить шумный ремень вспомогательного оборудования можно так же просто, как заменить ремень, отрегулировать натяжение или заменить неисправный натяжитель или шкив вспомогательного оборудования. Мы будем рады помочь вам с этой или любой другой услугой в сервисном отделе Capitol Toyota.
Capitol Toyota
783 Auto Group Avenue
Salem, OR 97301- Отдел продаж: (888) 459-7024
Капитолий Тойота
783 Авто Групп Авеню Не
Направления
Салем, Орегон 97301
- Отдел продаж: 503-399-1011
- Сервис: 503-399-1011
- Запчасти: 503-399-1011
- Специальные услуги
- Скидки на запчасти
Что делать, если двигатель стучит
SerhiiBobyk/Getty Images
Примите меры, чтобы остановить детонацию двигателя до того, как он серьезно повредится.
Если вы заметили стук в двигателе вашего автомобиля (иногда воспринимаемый как стук), примите меры по устранению проблемы до того, как двигатель будет поврежден.
Что такое стук в двигателе?
Звон или стук — это звуковое свидетельство преждевременного сгорания в одном или нескольких цилиндрах. Это серьезная проблема с дорогостоящими последствиями, если вы ее игнорируете.
Для обеспечения оптимальной мощности, эффективности и износа хорошо настроенный двигатель зависит от точной синхронизации. Вращающийся коленчатый вал попеременно толкает поршень вверх через цилиндр, а затем под действием силы опускающегося поршня отталкивается назад.
Упрощенно: опускающийся поршень всасывает топливо и воздух в цилиндр, а восходящий поршень сжимает топливно-воздушную смесь для оптимизации мощности, выделяемой в момент воспламенения. Этот процесс повторяется в каждом цилиндре блока цилиндров. Благодаря тщательному проектированию каждая свеча зажигания находится под напряжением, когда коленчатый вал достигает определенного положения при своем вращении. Время вашего автомобиля управляет усилием всех цилиндров и заставляет их толкать коленчатый вал в одном направлении.
Почему возникает стук?
Стук возникает, когда топливо в цилиндре воспламеняется раньше, чем должно. Это преждевременное зажигание нарушает плавное вращение двигателя, срабатывая до того, как поршень достигнет верхней мертвой точки. Поршень с пропуском зажигания затем оказывает обратную тягу на коленчатый вал против импульса двигателя, что вызывает стук или звон, который вы слышите, а также небольшое колебание, которое приводит к потере мощности. Стук может повредить поверхность поршня, стенки цилиндра или подшипники коленчатого вала, ремонт которых обходится дорого.
Современные системы впрыска с компьютерным управлением могут корректировать топливную смесь, чтобы предотвратить детонацию, но за счет производительности двигателя. В этом случае потеря эффективности использования топлива говорит о том, что двигатель требует внимания.
6 Условия, вызывающие детонацию в двигателе
Шесть наиболее распространенных причин детонации в двигателе включают:
- Топливо с более низким октановым числом, чем рассчитано на сжигание двигателя. Давление влияет на воспламеняемость топлива в данной среде. Топливо с более низким октановым числом легче сгорает под давлением и, таким образом, может самовозгораться при слишком большом давлении.
- Уменьшение объема цилиндра. Опять же, дисфункция здесь связана с давлением. Накопление углерода занимает пространство в цилиндре, уменьшая его объем. Поскольку топливно-воздушная смесь должна сжиматься в меньшее пространство, давление, создаваемое в цилиндре, увеличивается, что создает возможность преждевременного воспламенения.
- Нагар может удерживать тепло, вызывая «горячую точку», которая преждевременно воспламеняет топливо. В этом сценарии накопление углерода производит двойной удар, который не только крадет объем цилиндра, но и создает искру, необходимую для непосредственного воспламенения топлива.
- Неправильные свечи зажигания. Двигателю вашего автомобиля требуется свеча зажигания, соответствующая его инженерным допускам. Установка неправильной свечи зажигания повлияет на температуру искры, что может привести к детонации.
- Нарушение топливовоздушной смеси. Плохо работающая топливная форсунка может повлиять на смесь топлива и воздуха, поступающего в цилиндр. Это повышает температуру в камере сгорания, а также может изменить динамику газовой смеси под давлением, что может привести к преждевременному воспламенению.
- Удар клапана. Движущиеся части в верхней части головки цилиндров должны свободно двигаться, чтобы правильно регулировать потоки воздуха, топлива и выхлопных газов. Нагар на штоках клапанов снижает поток воздуха и, в тяжелых случаях, препятствует закрытию клапана, вызывая потерю компрессии.
Как устранить стук в двигателе
- Первым шагом в устранении стука в двигателе является переход на бензин с более высоким октановым числом. Топливо с более высоким октановым числом может выдерживать большее давление перед сгоранием. Переключитесь на тот, который включает добавки для очистки от углерода. Это может предотвратить дальнейшее накопление на различных частях двигателя вашего автомобиля, которые влияют на синхронизацию.