Идет белый дым из выхлопной трубы: причины, что делать
Наверное, все автовладельцы видели, как идет белый дым из выхлопной трубы. Это довольно популярное явление, особенно зимой. Начинающих это часто пугает — им кажется, что машина сломалась. Такое явление можно видеть в тот момент, когда двигатель только-только запустили, и он начал прогреваться. В подобной ситуации белый дым вполне допустим. Он сообщает владельцу о том, что в выхлопной системе скопилось много влаги. Можно сказать, что это даже не дым, а скорее пар. Поэтому важно качественно прогревать автомобиль до того момента, пока вся влага не испарится полностью. Наличие влаги можно определить по каплям воды. Они будут накапливаться на краях трубы глушителя. После того как все системы и в частности выхлопная будут полностью прогреты, пар полностью исчезнет. Давайте подробнее рассмотрим, откуда идет белый дым из выхлопной трубы, разберем причины этого явления, потому что дело здесь может быть не только в повышенной влажности.
Когда это проблема
Зимой при прогреве мотора пар из выхлопной трубы автомобиля – это норма. Однако если он идет из трубы летом, да еще и при прогретом двигателе, это уже является поводом для беспокойства.
Возможно, виноваты цилиндры. В них может попадать влага, и поэтому будет образовываться пар. Еще один вариант – пробитая головка блока цилиндров. Здесь нужно глубже рассмотреть техническую часть. Разрушение ГБЦ иногда случается из-за воды, содержащейся в охлаждающей жидкости. Когда топливо горит, вода просто не успевает полностью испаряться. Поэтому и идет белый дым из выхлопной трубы. Необходимо отметить, что цвет и оттенок пара может быть не совсем белым. Он зависит от многих факторов, в том числе и от типа охлаждающей жидкости, температуры воздуха и уровня влажности. Случалось, что при плохом освещении белый дым из выхлопной трубы при запуске путали с дымом от горения масла. Но тут легко сделать выводы по остаточным показателям. Масляные пары имеют одно интересное свойство – они висят в воздухе. А пар моментально испаряется. Можно различать виды дымов и по этим признакам.
Что представляет собой выхлоп?
Если двигатель автомобиля и все остальное оборудование исправно и функционирует в своем штатном режиме, то выхлоп представляет собой соединение пара. Также в газах содержится азот и углекислота. Эти вещества практически полностью обесцвечены.
Из трубы идет невидимый глазу поток. В очистке принимает участие катализатор, в котором нейтрализуются вредные вещества. Рассмотрим подробнее белый дым из выхлопной трубы, причины этого явления и способы решения данной проблемы.
Испарение конденсата
Если водитель внезапно заметил, что в процессе прогрева или же при разгоне на малой скорости из трубы идет белый выхлоп, то, как упоминалось выше, паниковать не стоит. Это частое и безобидное явление. Причина в том, что после прошлой поездки в камерах сгорания, а также в резонаторе и глушителе из-за охлаждения образовалось много конденсата. Когда мотор запущен, вода размораживается и закипает. В итоге идет «на холодную» белый дым из выхлопной трубы. Затем, через некоторое время весь конденсат выкипает, и пар больше не идет.
Антифриз в выхлопном коллекторе
Если на улице тепло, а из трубы валит белый дым и никуда не пропадает после прогрева, это говорит о проблемах в двигателе.
В камеры сгорания попадает охлаждающая жидкость. Антифриз при сгорании горючего испаряется, и на выходе из глушителя образуется густой дым белого цвета. Но цвет, как уже было замечено, может зависеть от типа антифриза.
Диагностика: вода или антифриз?
Чтобы полностью убедиться, что из трубы идет именно пар, а не испаряющийся антифриз, можно провести небольшой опыт. К выхлопной вплотную при заведенном моторе подносят листок плотной бумаги. На нем не должно остаться жирных пятен. Если это так, тогда это водяной пар. Если пятна остались, тогда это охлаждающая жидкость. Дальше проводят дополнительные действия, которые позволят поставить более точный диагноз.
Откручивают пробку расширительного бачка, затем запускают мотор. Теперь нужно обнаружить на поверхности ОЖ пятна масла. Рекомендуется проверить запах антифриза – он может пахнуть отработанными газами. Если на поверхности ОЖ видна характерная масляная пленка и тосол пахнет отработанными газами, это говорит о пробитой прокладке под головкой блока цилиндров. Также возможна трещина в самом цилиндре. Если это так, то повысится уровень ОЖ в бачке. Возрастет давление за счет попадания в систему охлаждения выхлопных газов. В результате идет белый дым из выхлопной трубы, но «на горячую». После каждой поездки на таком моторе можно видеть, как быстро уменьшается охлаждающая жидкость. Утечка антифриза и последующее его попадание в систему охлаждения либо в поддон ведет к смешиванию антифриза и масла. Диагностировать можно по цвету смазки. На щупе она будет иметь молочный цвет. К использованию такое масло уже непригодно. Смазывающие свойства оно полностью потеряло.
Другие причины
Если идет белый дым из выхлопной трубы, причины могут быть в прогоревшей прокладке. Однако проблема не только в самой прокладке, но и головке, а точнее, в ее плоскости. Данный дефект часто выражается при перегревах мотора. Однако на этапе, когда нарушение плоскости ГБЦ еще не так ярко выражено, ее не замечают. В этом случае следует понаблюдать за камерой сгорания – есть вероятность обнаружения трещины.
Выявить ее можно при проверке герметичности. Выполнить такую проверку просто. Поршень опускают в нижнюю мертвую точку и выясняют, есть ли внутри жидкость. Ее можно обнаружить достаточно редко, но внимательность в этом вопросе будет совсем не лишней. Часто белый дым из выхлопной трубы (ВАЗ-2170 в том числе) можно наблюдать, когда при ТО использовалась низкокачественная прокладка впускного коллектора. В этом случае влага попадает в камеры сгорания через впускную систему. Этот вариант самый плохой, так как диагностировать проблему очень тяжело. В системе охлаждения всегда нормальное давление, нет никаких запахов выхлопных газов. Но в поддоне картера все равно образуется эмульсия, и уровень охлаждающей жидкости падает. Щуп следует проверять каждые две недели. Это обезопасит вас от преждевременной поломки и проблем с силовым агрегатом.
А как у дизелей?
Впрыск топливной смеси в дизельном двигателе – это подача его в камеры сгорания под высоким давлением через форсунки. Когда смесь проходит через форсунку, формируется факел, благодаря чему смесь в цилиндре разделяется на маленькие капельки.
Затем эти частицы нагреваются внутри камеры и активно испаряются. Полностью исправный мотор в любых режимах работы получает эффективную распыленную порцию смеси строго в нужный момент такта сжатия. Затем смесь самовоспламеняется от нагрева. Далее соединение дизельного горючего и воздуха сгорает, отдавая энергию. Белый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя идет, несмотря на разницу с бензиновым мотором, вследствие тех же причин – это повышенное содержание влаги в выхлопной системе, неполное сгорание топливной смеси, охлаждающая жидкость в камерах сгорания. И если по поводу конденсата все ясно, то про не полностью сгорающую смесь нужно объяснить подробнее.
Неполное сгорание дизельного топлива
Белый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя во время его прогрева возникает, если воспламенение несвоевременное. Такой цвет говорит о газах, которые должны были отдавать энергию поршню. Данное явление характерно даже для исправного мотора.
В первом случае смесь попадает в камеры сгорания, затем испаряется, но полностью не сгорает, так как подача осуществляется под фиксированным углом. Это случается из-за недостаточно высокой температуры внутри цилиндров. Если дизельный мотор выдает белый дым, это сообщает о том, что форсунки распыляют смесь нормально. А несвоевременная вспышка ведет к снижению температуры, уменьшается скорость сгорания, равномерность. Возможны проблемы со свечами накаливания, снижением компрессии, чрезмерным давлением впрыска, с плунжерными парами топливного насоса высокого давления.
Заключение
Густой белый дым из выхлопной трубы, если это не связано с конденсатом, говорит об определенных проблемах в двигателе. Необходимо сразу же обращать на это внимание и устранять неисправности.
Итак, мы выяснили причины появления дыма из выхлопной трубы.
fb.ru
Белый дым из выхлопной трубы
На чтение 5 мин.
Автомобиль можно сравнить с живим организмом, ведь если появляются какие-либо неисправности, сразу же происходит реакция, и вы можете увидеть определенные симптомы. У неопытных водителей довольно часто возникают вопросы о выхлопе, а конкретно о том, что машина странно и много дымит. Как правило, это касается белого дыма, который идет как утром на холодный двигатель, так и во время движения. Каждый автолюбитель должен знать, что белый дым из выхлопной трубы не может возникать просто так, поэтому сегодня мы расскажем об основных причинах его появления, и о чем они свидетельствуют.
Что такое выхлоп в целом? Это смесь углекислого газа, водяного пара и азота. Если мотор и другие системы работают правильно, то он не будет иметь никакого цвета, ведь в выхлопной системе есть специальный элемент – катализатор, который очищает выходящее из глушителя соединение от различных газов и прочие вещества. Почему же иногда идет густой белый дым? Следует отметить, что это не всегда признак неисправности. Причин существует две:
- Испарение конденсата.
- Техническая неисправность.
Причина №1
Представим ситуацию: утром вы пришли к автомобилю, завели двигатель и заметили дым из выхлопной трубы белого цвета. Не стоит сразу переживать и ехать на СТО, ведь это может быть нормой, особенно зимой. Дело в том, что после поездки в области резонатора, катализатора и глушителя образуется обильный водный конденсат во время охлаждения системы. После того как вы запускаете мотор, вода очень быстро нагревается, закипает и в результате образуется густой белый пар, выходящий из глушителя вместе с отработанными газами.
Спустя некоторое время, когда двигатель начнет все больше прогреваться, дым из выхлопной трубы станет все реже или совсем исчезнет. Такое явление довольно часто наблюдается также в прохладные весенние и осенние дни. Крайне важно научиться отличать водяной пар от других видов, которые возникают при технической неисправности. Здесь все просто ведь если пар из глушителя исчезает сразу же после выхода из выхлопной трубы, то значит – это конденсат. Однако если идет много дыма с сизым оттенком и он стелится небольшим облаком за автомобилем, то это говорит уже о реальной проблеме, с которой необходимо как можно быстрее разобраться, иначе не за горами будет «капиталка».
Причина №2
Если сильный дым белого цвета идет из выхлопной трубы в теплой время года или на прогретом моторе, то это может говорить о попадании в цилиндры охлаждающей жидкости. Пар образуется из-за того, что в жидкости есть вода, которая также испаряется. Довольно часто его можно спутать с масляным дымом. Для того чтобы уточнить, можно провести простую проверку старым способом. Прогреваем двигатель и подносим к глушителю листок бумаги. Если выбрасывает вода, а не масло, то со временем листок высохнет и на нем не будет ирных пятен.
Итак, идем дальше. Охлаждающая жидкость в цилиндре может появляться не только из-за поврежденной прокладки, но и вследствие образования трещин на блоке или головке цилиндров. Иногда это может приводить к попаданию выхлопных газов в охлаждающую систему. Проверить это можно очень просто: откручиваем крышку расширительного бачка и смотрим на жидкость. Если на ней есть пленка или идет отчетливый запах выхлопа, то проблема определена.
При остановке мотора, жидкость переместится в цилиндр, пройдет через кольца и осядет в масле и поддоне картера. При следующих поездках масло с охлаждающей жидкостью образует определенную смесь, становится более светлым. В результате движения по системе, это эмульсия образует налет на маслозаливной горловине, который можно увидеть, вынув щуп. При этом если трещина или прогар маленький, то масло останется чистым. С другой стороны, отсутствие герметичности в цилиндре может привести к сбору жидкости над поршнем, препятствуя движению коленвала стартером. В самых сложных случаях может возникать гидроудар, разрушение колец, поршней, шатунов и клапанов.
В общем, если вы обнаружили, что идет довольно сильный и плотный дым из выхлопной трубы, но это не конденсат – срочно отправляйтесь на станцию технического обслуживания и решайте проблему, иначе это обернется серьезными капиталовложениями.
Другие причины
Помимо описанных выше ситуаций, дым из выхлопной трубы идет и по другим причинам, среди которых можно выделить:
- Неправильная работа свечей зажигания или неполное сгорание горючего.
- Большое количество влаги в камерах сгорания.
- Неадекватная работа системы распределения топлива, впрыска.
- Неисправность инжектора.
- Использование некачественного бензина с большим количеством сторонних добавок.
- Использование дешевого масла, которое не соответствует требованиям вашего двигателя.
- Выгорание масла из-за залегания колец в моторе (дым может быть не чисто белым).
Большинство неполадок, которые вызывают сильный беловатый дым из выхлопной трубы, возникают из-за перегрева двигателя, а это значит – неисправность охлаждающей системы (поломанный датчик вентилятора, термостат, радиатор и т. д.). Не стоит эксплуатировать неисправный автомобиль, так как это приводит к ускоренному износу деталей. Удачи!
fordprof.ru
С чем связано появление белого дыма из выхлопной трубы? | Обслуживание | Авто
Фото: Shutterstock.comПо дыму из трубы автомобиля можно диагностировать его неисправности. Черный дым свидетельствует о повреждениях подачи топлива, сизый — о выработанном ресурсе поршневой группы, но о чем говорит белый дым?
Несмотря на свой цвет, белый дым, идущий из выхлопной трубы, самый опасный. Его не спутаешь с водяными парами, выбрасываемыми при запуске непрогретого мотора, или с испаряющимся конденсатом при низких температурах. Это не пар, который проходит сам собой при прогревании выхлопной системы. Когда белый дым остается даже после получаса работы двигателя, то стоит внимательно присмотреться к силовому агрегату. Если в его работе наблюдаются хоть малейшие перебои, а система зажигания дает сбои, то это верный признак предстоящего дорогостоящего ремонта.
Что означает?
Белый дым — это испаряющаяся охлаждающая жидкость. Иногда она пробивает прокладку между головкой и блоком цилиндров и протекает в одну из камер сгорания. При подрыве смеси она испаряется и окрашивает выхлоп в насыщенный белый цвет. Причиной проедания прокладки часто становится некачественный антифриз или старомодный тосол, запрещенный для использования на иномарках. Раньше встречался откровенный контрафакт, который проедал не только прокладку, но и алюминиевые каналы головки.
Что делать?
При подозрениях на такого рода неисправность следует проверить уровень масла. Если он выше положенного значения, значит, антифриз льется через поршневую группу в картер. Затем следует взглянуть на бачок охлаждающей жидкости. Если уровень антифриза понизился, то лучше сразу вызывать эвакуатор и готовиться к ремонту двигателя. Ездить на такой машине нельзя. В лучшем случае обойдется заменой одной прокладки. В худшем — замене подлежит вся головка.
Чтобы никогда не видеть из выхлопной трубы белый дым, необходимо не закрывать глаза на качество охлаждающей жидкости. Особенно чувствительны к ней автомобили немецкого производства после девяностых годов выпуска. Старый тосол, изобретенный 50 лет назад, им противопоказан.
Дым из-под капота
Но бывает, что белый дым идет и из-под капота. Зачастую он свидетельствует о протекающем патрубке системы охлаждения. Если резиновая трубка лопнула и на мотор бьет струя охлаждайки, то образуется гигантское белое облако, вырывающееся из-под капота. Ужасающее зрелище зачастую не так зловеще, как кажется. Достаточно быстро припарковаться на обочине и заглушить мотор. Вылечит автомобиль копеечная замена прохудившейся резинки и долив испарившегося антифриза. Правда, простота ремонта несколько осложняется необходимостью бежать в ближайший магазин запчастей.
Смотрите также:
aif.ru
Дым из выхлопной трубы: белый, черный, синий
Диагностика и ремонт8 мая 2018
Выхлоп исправного мотора
Нормальный цвет газов, выходящих из выпускного тракта на холостых оборотах бензинового двигателя, – светло-серый либо прозрачный. Когда силовой агрегат находится в удовлетворительном техническом состоянии, дым практически не виден. На дизеле может наблюдаться едва заметный черный выброс в момент резкого нажатия педали акселератора.
Выполняя диагностику мотора по расцветке дымовых газов, учитывайте следующие особенности:
- Силовой агрегат необходимо прогреть до минимальной температуры 60–70 градусов. Пока двигатель холодный, блок управления подает в цилиндры обогащенную топливную смесь с повышенным содержанием бензина, отчего дым становится темнее.
- Вырывающиеся из трубы капли воды – это конденсат, образующийся при контакте горячих поверхностей и деталей системы с окружающим воздухом. Хорошо заметен на непрогретом моторе и не является симптомом какой-либо неполадки.
- При влажной погоде (туман, дождь) содержание водяных паров в воздухе существенно увеличивается. Проникая в цилиндры, влага испаряется и выбрасывается наружу через трубу, дым приобретает слегка белесый оттенок, а количество конденсата увеличивается.
- В темное время суток выхлопные газы визуально кажутся белыми, поэтому заниматься диагностикой ночью нельзя.
Важно! Четко установить характер неисправности мотора по цвету дыма невозможно без анализа вторичных признаков. О протекающих внутри цилиндров процессах многое скажут свечи зажигания – состояние и окрас электродов поможет точнее выявить источник проблемы.
Определение неполадок по цвету дымовых газов
Существует 3 аномальных расцветки выхлопа, указывающих на неполадки силового агрегата машины:
- Синий либо сизый дым из выхлопной трубы говорит о забросе в камеры сгорания моторного масла.
- Непрозрачный белый дым – это пар, образующийся при попадании в цилиндры значительного объема воды или охлаждающей жидкости.
- Выбросы черного цвета и хлопьев сажи свидетельствуют о переобогащении горючей смеси.
В редких случаях отработанные газы приобретают красноватый оттенок. Причина – добавление в бензин различных присадок либо щадящей промывки. Явление не относится к симптомам неисправности двигателя.
Чтобы точно обнаружить источник возникшей проблемы, необходимо подробнее рассмотреть каждый случай и произвести дополнительную диагностику.
Темно-сизый выброс
Если в процессе работы двигателя в камеры сгорания забрасывается масло, на выходе выпускного тракта наблюдаются клубы синего цвета. Интенсивность и густота дыма зависит от количества проникающей смазки. Режим эксплуатации роли не играет – сизые выбросы видны на любых оборотах и при различных нагрузках.
Неисправность сопровождается увеличенным расходом моторного масла и появлением толстого слоя нагара на электродах свечей зажигания. Поскольку смазка уплотняет щели и повышает компрессию, рабочее давление в цилиндре возрастает, отчего доля жидкой смазки пробивается сквозь уплотнительное кольцо и резьбовую часть свечки.
Попадание масла в камеры и синий дым на выходе выхлопной трубы возникает из-за нескольких причин:
- выработали ресурс маслоотражающие колпачки (сальники клапанов), смазка стекает по клапанным штокам в зону горения;
- критическое истирание поршневых колец – основных (компрессионных) и маслоотражающих;
- в результате выработки гильзы приобрели эллиптическое сечение, тогда поршневые кольца неспособны остановить проникновение масла снизу, со стороны картера;
- после перегрева мотора кольца получили отпуск, потеряли упругость и перестали прилегать к стенкам цилиндров;
- заброс возможен через глубокие царапины на рабочей поверхности гильз.
Примечание. На моторах с наддувом причиной расхода и проникновения масла в камеры зачастую становится неисправная турбина. Системы смазки двигателя и нагнетателя объединены и в случае износа сальников турбина кидает масло вместе с воздухом. Иное дело – компрессор, представляющий собой отдельный агрегат.
Как точно определить поломку:
- Выверните свечи зажигания и убедитесь в наличии масляного нагара на электродах. Заодно определите, в какой цилиндр масло забрасывается сильнее.
- Измерьте компрессию во всех цилиндрах в 2 этапа – «на сухую» и с добавкой 30–50 грамм моторной смазки. Если давление вырастет, проблема наверняка кроется в износе цилиндропоршневой группы. В противном случае снимайте клапанную крышку и проверяйте колпачки – маслоотражатели.
- При работающем на холостом ходу моторе отключите от воздушного патрубка шланг вентиляции картера. Если оттуда повалит сизый дым, готовьтесь к замене колец либо капитальному ремонту силового агрегата. При отсутствии окрашенных газов меняйте сальники клапанов.
Когда раскаленные газы под высоким давлением прорываются через изношенные кольца в картер, масляные пары проникают в патрубок вентиляции, а оттуда – на дроссельную заслонку. Если снять участок воздуховода от фильтра, внутри обнаружится масло, а на дросселе – черный нагар.
Сизый дым, постоянно вырывающийся из выхлопной трубы дизельного двигателя, говорит о проблеме того же рода – повышенном угаре масла. Поиск неисправности выполняется аналогично диагностике бензинового мотора.
Густой белый пар
Высокое содержание испарений в выпускных газах свидетельствует о затекании охлаждающей жидкости в камеры сгорания. Побочные признаки неполадки выглядят следующим образом:
- электроды свечей зажигания чистые, без нагара, на резьбовой части может наблюдаться влага;
- если запустить двигатель и поднести к срезу трубы белую бумагу, на ней появится мокрое пятно без следов сажи и смазки;
- уровень жидкости в расширительном бачке снижается;
- меняется поведение автомобиля в процессе езды – падает мощность, ощущаются рывки.
Важный момент! Если из выхлопной трубы идет белый дым, а уровень в расширительной емкости увеличился, имеет место смешивание антифриза с маслом. Последнее пробивается в систему охлаждения под воздействием давления, создаваемого поршнями. Аналогичная картина наблюдается в картере – вместо чистой смазки в поддоне появится пенная эмульсия.
Вода либо антифриз затекает в цилиндры работающего мотора тремя путями:
- через поврежденную прокладку между головкой и блоком двигателя;
- сквозь пробитую прокладку коллектора, работающего на впуск топливной смеси;
- через трещину, образовавшуюся в самой головке вследствие критического перегрева либо гидравлического удара (дефект характерен для дизельных агрегатов).
Убедиться в проникновении тосола внутрь камер сжигания довольно просто. Проверьте состояние электродов на свечах зажигания и уровень технологических жидкостей – антифриза и моторной смазки, изучите их цвет и консистенцию. Также не помешает снять клапанную крышку – на постели распределительного вала можно обнаружить белый налет от водно-масляной эмульсии. Самый точный диагноз устанавливается только после разборки силового агрегата – демонтажа ГБЦ.
Какие бы ни были причины белого дыма, продолжать эксплуатировать машину категорически не рекомендуется. Поломку следует устранить немедленно, иначе вы рискуете довести мотор до капитального ремонта.
Черный дым с хлопьями сажи
Выбросы подобного рода образуются при неполном сжигании горючей смеси. Доля бензина или солярки в ней слишком велика, поэтому часть топлива просто вылетает в трубу в виде черной сажи. Неполадка сопровождается следующими вторичными признаками:
- расход топлива существенно возрастает;
- электроды свечей покрываются черным налетом, ухудшающим искрообразование;
- двигатель «захлебывается», снижается мощность, падает разгонная динамика;
- при резком нажатии педали газа из трубы вырываются клубы черного дыма.
Аналогичные симптомы проявляются на дизельных моторах. Переизбыток солярки или бензина в составе топливовоздушной смеси возникает по множеству причин, зависящих от типа системы питания. На инжекторе и дизеле встречаются такие неполадки:
- Неисправности либо износ форсунок. Клапаны элементов неспособны держать рабочее давление и пропускают топливо внутрь коллектора – форсунка «течет».
- Проблемы в системе топливоподачи. Насос развивает чересчур высокое давление или вышел из строя регулятор (он же – перепускной клапан).
- Пришел в негодность один из основных датчиков. В подобных случаях электронный блок управления переходит в аварийный режим работы и готовит смесь с избытком топлива.
Примечание. К ключевым датчикам, влияющим на работу контроллера и приготовление смеси, относится измеритель расхода воздуха (либо абсолютного давления), положения дроссельной заслонки и лямбда – зонд. Обычно блок управления оповещает водителя о неисправности, включая надпись Chek Engine на приборной панели.
Если черный дым из выхлопной трубы появился на машине с карбюратором, проверяйте такие неполадки:
- превышение уровня бензина в поплавковой камере по причине выхода из строя игольчатого клапана;
- износилась резиновая мембрана экономайзера либо насоса – ускорителя;
- засор воздушного жиклера или канала холостого хода;
- забит главный воздушный жиклер;
- дроссельные заслонки истерлись по краям и начали пропускать горючее в коллектор за счет разрежения;
- разболтались оси дросселей.
Иногда на автомобилях с бензиновыми двигателями бесконтрольное обогащение топливной смеси происходит из-за длительной езды на неисправных свечах зажигания. Бензин, сгорающий в камерах не полностью, уходит в картер, смешивается с маслом и в виде испарений подается через патрубок вентиляции обратно в двигатель. При высокой концентрации топлива в картере давление масла падает, а мотор «задыхается». Проблема устраняется путем замены свечей и моторной смазки.
autochainik.ru
Белый дым из выхлопной трубы
Профессионалы автомобильной проблематики часто определяют причины и виды неисправностей двигателя без подключения специальной диагностической аппаратуры. Это они делают, тщательно осматривая цвет нагара на выходном участке выхлопной трубы и по цвету выхлопных газов. Эти наблюдения им говорят о многом. Попытаемся и мы разобраться в некоторых тонкостях визуальной симптоматики распространённых неисправностей двигателей. Прежде всего, с тем, о чём может сигнализировать сильный дым из выхлопной трубы белого цвета.
Первая причина – испарение конденсата
Если внезапно бросилось в глаза при прогреве машины или при разгонном движении с малой скоростью, что идёт белый дым из выхлопной трубы, то не стоит сразу паниковать и думать о худшем. Например, это довольно частое и вполне безобидное явление в зимнее время при прогреве двигателя. Просто после предыдущей поездки в полостях катализатора и резонатора с глушителем при охлаждении в большом количестве образовался водный конденсат.
После запуска двигателя вода быстро вскипает, образует пар, и белый густой шлейф из выхлопной трубы выбрасывается наружу потоком отработанных газов.
Характерно при этом, что по мере прогрева двигателя белый водяной пар из глушителя становится всё реже и вскоре совсем не идёт.
Похожее явление может наблюдаться и в прохладные осенние утренние часы.
Нужно уметь отличить густой водяной белый пар от сизоватого дыма сгорающего масла. Пар, вырвавшись из трубы, идёт и быстро исчезает, имеет белый цвет. А вот масляный дым из выхлопной трубы долго держится позади автомобиля в виде тумана с сизоватым оттенком. Если обильно сгорает масло, то это говорит или о недопустимо большом износе деталей поршневой группы, или о необходимости замены маслосъёмных колпачков клапанного механизма.
Причина вторая – в выхлопной коллектор попадает антифриз
Если дым из выхлопной трубы белого цвета идёт в изобилии в тёплые дни, когда на улице температура намного выше нуля, и не исчезает после прогрева двигателя, то это уже говорит о возникших проблемах, точнее — о неисправности двигателя.
По-видимому, в цилиндры стала попадать охлаждающая жидкость. Вот почему она при сгорании топлива активно испаряется и образует на выходе из глушителя облачко белого цвета. Впрочем, цвет пара охлаждающей жидкости может сильно зависеть от её вида и типа – тосол залит в систему охлаждения или антифриз какой-то определённой марки.
Чтобы окончательно убедиться, что дым из выхлопной трубы белого цвета – вода, а не охлаждающая жидкость, нужно провести несложное исследование. Вплотную к трубе глушителя при работающем двигателе подносится лист плотной белой бумаги и, если на нём не остаётся следов мелких жирных капель, то это пары воды. В противном случае – тосол или антифриз.
Дальнейшая диагностика сводится к следующим действиям:
- открутить пробку расширительного бачка;
- запустить двигатель;
- попытаться обнаружить в бачке на поверхности жидкости масляные пятна;
- попытаться почувствовать из бачка запах выхлопных газов.
Если на поверхности жидкости будет заметна масляная плёнка и из бачка ощущается запах выхлопных газов, то в двигателе пробита прокладка под головкой цилиндров или в самом цилиндре образовалась трещина. При этом уровень жидкости в бачке повысится, а давление возрастёт за счёт попадания в систему охлаждения газов из цилиндров. И дым из выхлопной трубы белого цвета уже валит и на горячем двигателе.
После каждой поездки на двигателе с такими проблемами можно будет увидеть быстрое уменьшение охлаждающей жидкости.
Утечка тосола или антифриза из системы охлаждения и попадание его в поддон картера двигателя приводит к смешиванию жидкости с моторным маслом. Масло на извлечённом из картера щупе при этом приобретает молочный цвет и к дальнейшему использованию не пригодно, так как смазывающие свойства образовавшейся смеси не соответствуют установленным нормам. После ремонта двигателя требуется полная замена масла в картере.
Ликвидация утечки жидкости
Дальнейшие работы потребуют от автолюбителя профессиональных навыков или должны проводиться в специализированном сервисном центре.
Сначала снимается головка блока, затем внимательно осматривается прокладка и соприкасающиеся с ней поверхности головки блока и блока цилиндров. Если удаётся увидеть место утечки в виде дефекта прокладки и матового цвета сопрягаемых с этим местом поверхностей металла двигателя, то стоит всего лишь заменить прокладку на новую.
Если же увидеть место утечки не удаётся, то следующий этап ремонта более сложен – нужно проверить на герметичность самой головки блока. Обычно микротрещины образуются рядом с клапанными гнёздами.
Самой редкой и неудачной причиной, из-за чего идёт дым из выхлопной трубы, является образование трещины в каком-то одном из цилиндров. Как в случае трещины в головке блока, так и трещины в блоке цилиндров двигателя требуется замена этой детали.
kiarioinfo.ru
Белый дым из выхлопной трубы: причины, последствия, пути устранения
Появление белого дыма из глушителя говорит о наличии неполадок в работе авто. Для начала нужно точно определить, что это именно дым вылит из трубы, а не густой пар. Дым от пара легко отличить с помощью бумаги: после нагрева мотора прикрыть дыру выхлопной трубы листом обыкновенной бумаги, проступившие жирные пятна масла характерны для дыма. Вода следов не оставляет.
Когда запускается мотор, вода мгновенно закипает, образуется конденсат, который идет из глушителя вместе с отработанными газами. По мере нагревания мотора конденсат появляется всё реже и после исчезает совсем.
Выделяющийся в морозную погоду, когда температура воздуха ниже 00С или при повышенной влажности пар является нормальным явлением в работе автомобиля, чего не скажешь о настоящем дыме. После нагрева двигателя дымок исчезает, но если на улице мороз больше 100С пар будет выделяться и после достаточно долгого периода работы мотора. Конденсат (пар) очень скоро исчезает на воздухе, в отличие от синего дыма.
Густой сизый (синий) дым возникает вокруг авто облаком тумана и долго не рассеивается. Подобный дым указывает на избыточное сгорание масел и запредельный износ цилиндро-поршневой группы. Установка маслосъемных колпачков и колец поршня поможет устранить причины возникновения сизого дымка.
Черный дым из выхлопной трубы говорит о неполадках в работе топливной системы. Часто подобной неисправности сопутствует повышенный расход топлива, высокотоксичные выхлопные газы, сбои во время запуска мотора, реже – снижение мощности.
Для опытных водителей причина возникновения дыма не станет ребусом даже без использования специальных устройств диагностики. Вопроса, почему валит дым, у них также не возникает.
Дым из выхлопной трубы косвенно указывает на лишний расход топлива, тосола, а также на неэкономный расход смазочного материала.
Причины
Появление белого дыма из глушителя обуславливается несколькими причинами:
- Выходит образовавшийся сильный конденсат в двигателе. В мороз при запуске машины и при разгоне дымовое облако появляется всегда. Это не свидетельствует о неполадках в работе автомобиля. В холодную погоду, после того как двигатель нагреется примерно через 20 минут дым белого цвета постепенно станет прозрачным и исчезнет. Так проявляет себя конденсат, появившийся на катализаторе после предыдущей эксплуатации автомобиля.
- Если в коллектор проникает охлаждающая жидкость (антифриз), дым белого цвета идет из глушителя независимо от температуры воздуха на улице. Такой симптом появляется при неполадках двигателя (силовой узел), при смешивании антифриза и масла. Сгорающий антифриз будет тем самым облаком белого дыма. Цвет дымка изменяется, он бывает различных оттенков и напрямую зависит от вида, марки и типа антифриза.
- Прогорела прокладка под головкой блока цилиндров: когда открывается расширительный бачок, в который заливается антифриз, видны следы масла (маслянистая плёнка) и чувствуется посторонний запах сгоревших газов. Такие же симптомы могут появиться и после повреждения самого цилиндра. Правильно определить подобную проблему позволит контроль уровня антифриза в расширительном бачке. Если количество тосола значительно уменьшается после эксплуатации машины – можно сделать вывод о сгорании попавшей в цилиндр охлаждающей жидкости и её последующем сгорании с выделением дыма белого цвета. При этом часть ОЖ и масла образуют смесь, что легко определяется по появившемуся молочному цвету и пузырькам на щупе во время контроля величины масла в поддоне. Уровень масла будет увеличиваться из-за проникновения в него антифриза.
- Поломка термостата, разгерметизация генератора, появление дефектов клапанов и на вентиляторе, муфте, трубках и соединениях.
Дым из выхлопной трубы при работе дизельных авто
Появление сизого и белого дыма из глушителя при работе автомашин на дизельном топливе зачастую относят к одной причине. При неполадках в работе турбины средство смазки деталей идет в тракт впуска. Определить оттенок дыма наиболее точно поможет запах: горевшие масла невозможно спутать с другими.
На практике наиболее часто встречаются случаи попадания охлаждающей жидкости в цилиндры мотора. Ещё одним симптомом неполадок в работе цилиндра – невозможность его работы на холостом ходу (двигатель будет троить).
Частым основанием, обуславливающим белый дым при работе дизельного двигателя, служат:
- некачественная или с дефектом прокладка на коллекторе впуска;
- имеющиеся трещины в головке блока;
- негодная прокладка в ГБЦ.
Если имеется трещинка в моторе, то количество жидкости в расширительном бачке не изменяется.
Дыма из выхлопной трубы при работе инжекторных авто
Распространённая причина проблемы – неполадки в функционировании охладительной системы, когда антифриз выходит в камеру сгорания. Также дым идет из-за неудовлетворительной системы впрыска, использования масла плохого качества, низкокачественных присадок в бензине и залегания колец в двигателе, точнее, его силовом узле.
Дым во время работы карбюраторного двигателя
Самым редким и трудно обнаруживаемым дефектом является нарушение цельности цилиндра.
Как и в остальных типах авто возникновение дыма указывает на неполадки в работе охладительной системы двигателя. Прогорание прокладки происходит из-за неисправного термостата, вентилятора, появившихся на соединительных трубках, радиаторе повреждениях.
Последствия
Если проблема с дымом исчезает после нагрева мотора, в каких-либо действиях по устранению симптомов необходимости не возникает – это обыкновенный пар, который не служит симптомом неисправности авто.
В ином случае принимать меры нужно как можно скорее. Дым из трубы обусловит большой расход тосола и дополнительный расход смазочных средств.
В случае смешивания масла и антифриза пользоваться двигателем нельзя, так как увеличится износ всех деталей и существует опасность перегревания двигателя.
Масло уже не выполняет свои смазывающие функции, двигатель работает всухую, что приводит к поломке мотора.
Очень важно максимально быстро и правильно определить причину происхождения дыма. Это позволит максимально полно устранить появившийся дефект и предотвратить непредвиденный расход средств.
Устранение
Способы ликвидации проблемы дыма из глушителя напрямую зависят от типа двигателя.
Авто с карбюраторным или инжекторным мотором
В первую очередь нужно дождаться прогрева двигателя. Если дымок исчез – волноваться не о чем, машина находится в исправном состоянии.
Если дым по-прежнему валит необходимо тщательно осмотреть прокладку и окружающие её детали. Испорченную прокладку следует поменять.
Если имеются трещинки на цилиндрах – деталь также нужно заменить.
На ГБЦ могут быть микротрещины. Чаще всего они появляются недалеко от клапанных гнёзд.
Необходимо тщательно проверить детали системы охлаждения и после выхода их из строя поменять.
Авто с дизельным двигателем
Производятся действия, аналогичные работам для карбюраторного или инжекторного двигателя.
Частая причина возникновения дыма белого цвета в таких автомобилях – просачивание воды в топливо. В таком случае дизтопливо нужно поменять.
Имеющаяся неисправная головка блока цилиндров требует замены. Делать ремонт головки с трещинами не имеет смысла.
Особенно важно удостовериться в отсутствии протекания в системе охлаждения.
Профилактика
Предотвратить белый дым из выхлопной трубы поможет проведение таких мероприятий:
- Пользуйтесь только топливом хорошего качества с проверенных заправочных станций.
- Масло должно быть хорошего качества. Как и применяемый антифриз. Причём предпочтительнее выбирать именно то средство, которое рекомендует производитель.
- Время от времени нужно осматривать охладительную систему и при обнаружении масла в системе неполадки нужно ликвидировать незамедлительно.
- Прокладка требует замены при возникновении первых дефектов.
- Периодическое техническое обслуживание также существенно уменьшит риск появления подобных проблем.
Всегда проще предотвратить появление дыма из глушителя или после обнаружения дефекта заменить несколько мелких деталей, чем позже делать капитальный ремонт всего автомобиля и ощутимый для кошелька расход средств.
ilovekiario.ru
Почему дымит дизельный двигатель, как отличить белый дым от водяного пара
Из выхлопной трубы дизельного двигателя может выходить дым разных цветов: черного, синего, серого, белого. Каждый из этих оттенков отчетливо различим при выхлопе. Автовладельцев часто интересует, почему дымит дизельный двигатель.
Для качественного контроля за функционированием силового агрегата необходимо производить тщательный анализ оттенков и цветов выхлопных газов. Цвет выхлопа дизельного движка дает исчерпывающую информацию о состоянии узлов и деталей мотора.
Это позволяет устранить неисправности в системах и узлах силового агрегата, проверить состояние деталей цилиндропоршневой группы, газораспределительного механизма, исключить отказы распылителей, элементов топливного насоса ТНВД и пр.
Основные признаки нормальной работы дизельного двигателя
Белый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя является продуктом сгорания топливовоздушной смеси, находящимся в газообразном состоянии. При оптимальных настройках прогревшийся дизель не дымит. Нормальная работа двигателя сопровождается выходом белого водяного пара, заметного в зимнее время, когда понижена температура окружающей среды.
Появление оттенков в выхлопных газах дизеля свидетельствует о возникновении неисправностей в силовом агрегате. Цвет отработанного газа может быть в различных вариантах:
- бело-серый;
- сизый;
- серовато-синий;
- черный дым с сажей.
Как отличить дым белого цвета от водяного пара
Чтобы определить, какого качества выходит дым, необходимо приблизить белый лист бумаги к выходу трубы прогретого мотора. Водяные пятна быстро испаряются, оставляя бумагу чистой. Жирные отметины на бумаге свидетельствуют о присутствии масляных включений в выхлопе.
Дым, содержащий масляные фрагменты, более густой и имеет характерный запах гари. При нахождении масла в отработанных газах наблюдается усиленный расход моторного масла.
Процесс образования выхлопных газов
Дизельное топливо, находясь под высоким давлением,впрыскивается в цилиндры через специальный распылитель — форсунку. Солярка распыляется на мелкие фрагменты в цилиндре. Мельчайшие частицы солярки подвергаются нагреву в камере сгорания и активно испаряются.
Работа четырехтактного двигателя проходит в несколько этапов:
- Получение распыленной порции горючего в заданное время как при холостых оборотах, так и при работе под нагрузкой, когда поршень цилиндра находится в верхнем положении, т. е. в момент сжатия.
- Самовоспламенение топливовоздушной смеси благодаря сжатию и высокой температуре.
- Полноценное сгорание с максимальной отдачей полезной энергии на поршень.
- Выход отработавших газов из цилиндров.
Причины возникновения белого дыма
При прогреве холодного дизеля выход дыма белого цвета является нормой, т. к. это водяной пар, образующийся в процессе испарения конденсата, образовавшегося из воздуха во время простоя авто. Некоторое количество влаги выливается из выхлопной трубы при запуске мотора, остальное количество воды испаряется.
По мере прогревания всех частей выхлопной системы влага и пар полностью уходят. В зимнее время выделение пара более продолжительное и интенсивное вследствие медленного прогрева узлов и деталей.
Дым белого цвета появляется по следующим причинам:
- Повышенная влажность узлов и деталей системы выхлопа при прогреве.
- Неполноценноесжигание солярки в цилиндрах.
- Неисправность свечей накаливания.
- Недостаточный уровень компрессии в цилиндрах.
- Вспышка в камерах сгорания происходит с некоторым запозданием.
- Выход из строя плунжеров и втулок топливного насоса.
- Проникновение охлаждающей жидкости в цилиндры двигателя.
- Нахождение конденсата в системе выхлопа.
Чем опасно неполное сгорание дизельного топлива
Частичное сжигание солярки ведет к возникновению дымабелого цвета. Несвоевременнаявспышка топливовоздушных смесей в цилиндрах приводит к выходу беловато-серого газа, не успевшего полноценно оказать толчок на поршень и попавшего в выхлопную трубу.
В исправных дизелях такое случается при запуске мотора в зимнее время. Значение температуры в цилиндрах не является достаточным для самовоспламенения, соляркаиспаряется, и смесь не полностью сгорает. Это не является дефектом, т. к. дымность полностью исчезает по мере нагрева двигателя.
Серьезное отклонение от нормы характеризуется появлением выхлопа бело-серого цвета при прогретом движке. Здесь наблюдается самовоспламенение с задержкой из-за несвоевременной подачи солярки форсунками, но температура мотора при этом имеет достаточную рабочую величину.
Если форсунки подают и распыляют топливо без задержек, но бело-серый дым все равно выделяется, топливовоздушная смесь сгорает не до конца из-за снижения температуры в цилиндрах вследствие низкого качества свечей накаливания, уменьшения уровня давления, дефектов деталей топливного насоса.
Данные неисправности приводят к следующим проблемам:
- трудности, возникающие при запуске силового агрегатакак холодного, так и прогретого;
- появление эффекта троения дизельного мотора;
- нестабильность работы двигателя на холостом ходу и под нагрузкой;
- падение мощности силового агрегата;
- ухудшение разгонной динамики;
- увеличение потребления горючего;
- снижение реакции двигателя на педаль газа.
На что влияет охлаждающая жидкость, попадающая в камеры сгорания дизеля
Когда в камеру сгорания прогретого дизеля проникает жидкость из системы охлаждения, то из трубы появляется выхлоп, насыщенный густым белым дымом. Оттенок дыма может изменяться от белого до сизого по мере сжигания антифриза. Компоненты, составляющие охлаждающую жидкость, влияют на окраску выходящих газов. Плотность дыма зависит от температуры окружающей среды, в морозы выхлоп имеет более густую консистенцию.
Вода, находящаяся в тосоле, активно испаряется, попадая нараскаленные узлы, и выходит из трубы в виде обильного тумана.
Дизельный мотор особенно страдает от данной неисправности:солярка становится более насыщена серой, что приводит к образованию бесцветного газа с удушливым запахом — оксида серы. При работе в таких условиях резко уменьшается срок эксплуатации дизельного двигателя из-за быстрого выхода из строя его элементов.
Условия попадания антифриза в топливную систему
Охлаждающая жидкость проникает в цилиндры разными путями:
- пробоины, деформации, прогары в прокладке блока цилиндров;
- трещины в корпусе блока цилиндров;
- потеря герметичности уплотнений впускного коллектора.
Диагностика работы системы охлаждения
Чтобы найти причину проникновения антифриза в цилиндры двигателя, необходимо проверить систему охлаждения:
- Проконтролировать уровень антифриза в расширительном бачке.
- Исключить образование воздушных пробокв магистралях.
Алгоритм действий при проведении проверочных мероприятий:
- снять колпачок с расширительной емкости;
- проверить количество тосола;
- запустить непрогретый дизель, не закрывая пробку расширительной емкости;
- заглушить мотор.
Если охлаждающая жидкость имеет доступ к камерам сгорания, то в бачке появляется характерный запах гари и на поверхности возникают маслянистые пленки.
При смешивании антифриза с маслом в картере происходит потеря полезных свойств смазки. Смазочное вещество осветляется, пропадает его характерная маслянистость. В результате образуется коричневая пена, которая при отложении на клапанахприводит к образованию трещин.Образовавшаяся эмульсия, находящаяся в масле, способствует ускоренному износу всей поршневой группы, цилиндров и многих других важных элементов дизельного мотора.
Наибольший вред приносит проникшая охлаждающая жидкость при накоплении ее над поршнями — запуск дизельного двигателя затруднен, коленчатый вал тяжело вращается. Протечки охлаждающей жидкости приводят к гидравлическим ударам, деформациям элементов двигателя, капитального ремонта избежать не удастся.
Неисправности в системе охлаждения могут вызвать серьезные поломки в двигателе. Если появился дым белого цвета, то необходимо срочно произвести проверку работоспособности таких узлов:
- термостат;
- радиатор;
- крышка расширительной емкости;
- вентилятор;
- состояние патрубков и трубок;
- герметичность мест соединений.
Дым белого цвета в выхлопных газах прогретого дизельного двигателя свидетельствует о серьезных дефектах, возникших в силовом агрегате. Такой мотор нуждается в срочной тщательной диагностике и обязательном квалифицированном ремонте. Эксплуатировать автомобиль, выпускающий не пар, а белый дым, не рекомендуется.
avtodvigateli.com