Вторая жизнь аккумулятору! — DRIVE2
Нашел на просторах интернета! Может кому пригодится ))
Если аккумулятор не держит заряд, перестал крутить стартер — не спешите его выбрасывать, в большинстве случаев его можно восстановить и он будет служить еще несколько сезонов. А если он импортный, то он может пережить еще и новый, из дешевых конечно. Возможно, из-за неправильной эксплуатации и хранения с ним что-то произошло, разберем основные неисправности аккумуляторов и способы их ремонта.
Наиболее распространенной причиной неисправности старых аккумуляторов — засульфатированность пластин. При этом емкость аккумулятора значительно падает, иногда почти до нуля и естественно силы аккумулятора не хватает, для того чтобы крутить стартер.
Некоторые автолюбители сразу же обвиняют в этом стартер, но для стартера нужен хороший пусковой ток, 100 и более ампер. И если его нет, то уж извините — стартер здесь не причем. Если у вас нет прибора для проверки аккумулятора под нагрузкой — возьмите у соседа заранее исправный аккумулятор и попробуйте завестись от него.
Третья — замыкание пластин в какой-то секции. Обнаружить эту неисправность тоже не проблема, секция греется и электролит в секции, как правило, выкипает. Восстановление аккумулятора с такой неисправностью сложнее, иногда приходится менять пластины в этой секции, но все же дешевле, чем купить новый.
Следующая неисправность относится к разряду неправильной эксплуатации и хранении аккумулятора. Известно, что разряженный, или наполовину разряженный аккумулятор на сильном морозе может замерзнуть. И беда в том, что при замерзании происходит повреждение как самих пластин, так и корпуса аккумулятора.
В результате — многочисленные замыкания между пластинами, а при зарядке электролит очень быстро закипает. Такой аккумулятор восстановить уже невозможно. Поэтому, заботливые авто-владельцы зимой снимают аккумулятор и хранят где-то в теплом помещении.
Теперь, что касается восстановления аккумулятора. Начнем с более серьезных неисправностей — осыпание и замыкание пластин. Заряжать такой аккумулятор не стоит, это ничего не даст, а скорее наоборот. Сначала надо сделать промывку дистиллированной водой, до тех пор, пока оттуда не вымоется вся грязь. Не бойтесь аккумулятор переворачивать. Если мусора очень много, пластины сильно осыпались — скорее всего он безнадежен. Часто, устранив осыпавшиеся частички, короткое замыкание пропадает.
Далее, делаем десульфатацию пластин, т.е. удаляем отложений солей на пластинах аккумулятора. Для этой цели есть специальная десульфатизирующая присадка к электролиту, купите ее.
Итак, сама технология восстановления кислотного, свинцового аккумулятора:
1. Берем свежий эл
Что такое десульфатация аккумулятора и как произвести её в домашних условиях
Полностью заряженная батарея автомобиля отказалась заводить мотор? Для большинства автомобилистов это может стать причиной для приобретения нового аккумулятора. Однако проблема может скрываться не в серьезной поломке, а в сульфатации.
Покрытие пластин налетом солей свинца и снижение, таким образом его емкости, не дает возможности извлечь достаточный для зажигания ток. «Лечение» агрегата производится с помощью десульфатации – разрыхления налета на решетках и возвращения атомов свинца на пластины. Этот процесс может производиться с помощью нескольких методик: химической, механической, электрохимической.
Содержание статьи
Сульфатация — что это такое?
Принцип работы АКБ основывается на энергии химического взаимодействия свинца и кислоты. Свинцовая решетка выступает в качестве электродов. В качестве электролита заливается концентрированная серная кислота, которая в первый же момент образовывает соли с кальцием или свинцом и обволакивает тонкой пленкой этого вещества рабочую поверхность решетки.
По сути — сульфатация пластин аккумулятора — это процесс отложения солей сульфата свинца на пластинах электродов
При нормальной работе батареи это естественный процесс, когда электролит переносит заряд на пластину в результате химической реакции образования солей металла. На одном из электродов образовываются небольшие повреждения на месте «вырванных» из поверхности атомов, а на другом – скапливаются соли элемента.
Процесс десульфатации позволяет разбить соляные соединения и вернуть к первоначальному виду состав электролита, а потерянные атомы металла – обратно на электрод.
Десульфатация — это удаление солей серной кислоты с пластин аккумулятора
Следует понимать, что полностью вернуть все образовавшиеся соединения до первоначального вида не получится. При надлежащем уходе и своевременной зарядке такие АКБ прослужат ещё несколько лет, но при этом электроды становятся рыхлыми и усеянными кристаллами солей, которые уже не разбиваются при десульфатации.
Краткое видеоописание процесса сульфатации:
Снижение заряда происходит вследствие большого скопления кристаллизованных солей кальция или свинца на электродах, что мешает проникновению к поверхности пластины электролита. Меньшая концентрация в электролите заряженных ионов приводит к снижению емкости батареи до критического уровня, что не позволяет автомобилю получать требуемый для зажигания заряд.
Бороться с таким состоянием АКБ следует несколькими способами: химическим, механическим, электрохимическим. Все они обладают разной степенью эффективности, выбираются в зависимости от типа батареи, состояния износа, иных параметров.
Основные признаки
Самым явным признаком того, что батарея не выдает нужный ток из-за сульфатации, является образование на пластинах серого сплошного налета. Рассмотреть его не всегда возможно из-за особенностей АКБ. Для обслуживаемых батарей, которые оснащены съемной крышкой, есть возможность открыть прибор и заглянуть в него.
В ином выполнении аккумулятора, если он полностью запаян, такая операция требует распила батареи, что небезопасно для человека.
Признаки сульфатации аккумулятора:
- Полностью заряженная батарея не способна запустить мотор транспортного средства
- Емкость батареи снизилась
- Показатели плотности электролита свидетельствуют о снижении номинального значения
- Быстро закипают банки прибора в процессе зарядки
- Аккумулятор неестественно быстро заряжается или разряжается
Для увеличения срока службы АКБ и возврата рабочего состояния необходимо правильно производить десульфатацию прибора.
Как устранить сульфатацию пластин
Под десульфатацией понимают воздействие на электроды и пластины различными способами, которые способствуют устранению образовавшегося налета солей кальция или свинца. Различаются такие виды очистки: механическую, химическую или с использованием неорганических присадок, электрохимическую с применением зарядного устройства.
Самым простым и быстрым способом десульфатации считается механическая очистка пластин от образовавшихся кристаллов соли. Батареи старого образца или обслуживаемые позволяют снимать крышку и получать доступ к пластинам и электродам.
Эти комплектующие извлекаются с батареи вручную и таким же образом очищаются – налет просто соскабливается с поверхности и щелей до полного устранения по мере возможности. Современные агрегаты чаще выпускаются необслуживаемого образца. Это не дает возможности попасть к банкам с электродами, чтобы их достать и почистить.
Для проведения очистки пластин севшей АКБ этим методом необходимо выполнить ряд операций:
- Снять или срезать у обслуживаемых аккумуляторов верхнюю часть корпуса
- Каждую из пластин зачистить вручную, осторожно, чтобы не повредить структуру электродов;
- Установить очищенные пластины на их место в емкостях с соблюдением нужного зазора между каждой;
- Сделать герметичным корпус, запаять снятую крышку;
- Заполнить банки электролитом нужной плотности;
- Провести проверку работоспособности АКБ, «подогнать» плотность жидкости к одному уровню во всех банках, не допуская разнос более, чем 0,01 кг/куб. см и концентрацию электролита не ниже 1,25, но не выше 1,31 кг/куб. см.
Для EFB батарей этот способ не применим, поскольку каждая группа электродов отдельно запаяна в сепаратор, предназначенный для предотвращения осыпания пластин.
В этой конструкции различается плотность электролита в банке и самом пакете (сепараторе), что испортит устройство после нарушения целостности. Этот фактор не дает провести механическую десульфатацию.
Химические присадки
Суть процесса заключается во введении в полость банок с электролитом специальных присадок с химическим составом, воздействующим на сульфаты кальция или свинца. В ходе зарядки растворы с присадками замедляют образование на электродах солевого налета, что возвращает до практически номинального заряда АКБ.
Чаще всего выбирают «Трилон-Б», однако не на всех батареях этот раствор одинаково эффективно срабатывает. Зависит реакция от особенностей конструкции аккумулятора, модели и технических параметров. Вероятность того, что химический способ десульфатации сработает — 50 на 50.
Важно! Во многих АКБ производители для увеличения производительности батареи и срока ее службы покрывают пластины пастой, содержащей оксиды свинца. При использовании присадок такой слой быстро растворяется и химическая «реанимация» прибора приводит к его гибели.
Состав «Трилона-Б» включает 5% аммиака, 2% кислоты органической производной от соли натрия, дистиллят. Эти компоненты к свинцу инертны, зато хорошо реагируют с налетом на электродах. В промышленности такой раствор применяется для превращения нерастворимых солей в растворимые.
Порядок проведения химической десульфатации:
- В соответствии с приведенными выше пропорциями готовится раствор «Трилон-Б»
- Аккумулятор заряжается полностью
- 2-3 раза производится промывка дистиллятом банок АКБ
- Не менее часа раствор должен провести в полости банок, чтобы закончились химические реакции и прекратились выделяться газы
- Неактивный раствор по завершению реакций сливается (откачивается без переворачивания устройства)
- 1-2 раза промывают с помощью дистиллированной воды внутреннюю часть банок
- Новый электролит, плотностью 1,25-1,27 кг/куб. см, заливается в каждую банку, проверяется его плотность и подгоняется к одному значению с разносом не более 0,01 кг/куб. см для каждой емкости
- АКБ заряжается полностью, корректируется концентрация жидкости
Электрохимический способ
Наиболее продуктивным способом десульфатации считается электрохимический, который осуществляется специальным зарядным устройством.
Суть электрической десульфатации заключается в пропускании через электролит тока с более высокими показателями, чем номинальные значения АКБ. Это приводит к естественному растворению в окружающей пластины жидкости скоплений свинцовых или кальциевых солей и растворение в ней, повышая плотность электролита. Это приводит показатели аккумулятора в норму.
Восстановление простым зарядником, своими руками
Производить десульфатацию АКБ можно самостоятельно с использованием специального или стандартного зарядного устройства.
Обычное зарядное устройство бывает автоматическим с возможностью регулирования подаваемых на клеммы токов и напряжения и режимом «Десульфатация» или упрощенным с необходимостью контроля процесса. Самый удобный вариант — это автоматическое импульсное зарядное устройство с режимом десульфатации.
Этапы зарядки автоматическим зарядным устройством с режимом десульфатации включает следующие этапы:
- К соответствующим полюсам АКБ подключаются отрицательная и положительная клеммы автоматического устройства;
- Настраивается нужное напряжение и сила подаваемого тока, включается режим «Десульфатация»;
- К сети подсоединяется оборудование;
- Батарея начинает заряжаться, на отрицательной клемме происходит процесс возобновления пластин;
- По окончании процесса зарядки до полного восстановления ее емкости и плотности электролита производится отключение от питания, снимаются клеммы батареи автоматического устройства.
Время процесса зависит от многих факторов:
- Степени разряженности АКБ;
- Емкости оборудования;
- Уровня сульфатации электродов.
Для расчета среднего времени зарядки делят емкость АКБ на средний показатель тока зарядки. Чаще всего требуется от 15 часов до 3 суток для полного восстановления оборудования.
Инструкция зарядки АКБ обычным зарядным устройством
Для этого типа зарядки аккумуляторной батареи электрохимическим способом необходимо осуществлять регулярный контроль процесса и постоянно в него вмешиваться. Для достоверности и точности зарядки инструкция разработана для батареи с плотностью электролита 1,07 г/куб. см и напряжением 8 В на клеммах оборудования. Без получения напряжения у данного прибора начинается спустя 15 минут кипение при типичной зарядке.
Для десульфатации необходимо сделать следующее:
- Обеспечить для зарядки устройства помещение с хорошей циркуляцией воздуха;
- Проверить уровень в банках АКБ электролита и восполнить его при необходимости дистиллированной водой;
Важно! Разбавлять концентратом или электролитом любой плотности перед зарядкой запрещено!
- Подключить батарею к зарядному прибору;
- Выставить ток с силой 0,8-1 А и напряжением 13,9-14,3 В примерно на 8-9 часов. Эти манипуляции позволят поднять напряжение на клеммах АКБ до отметки 10 В, оставив уровень плотности электролита без изменений;
- Отключить аккумулятор от зарядного устройства и продержать в таком состоянии примерно сутки;
- Повторное подключение батареи к заряднику производится с новыми параметрами тока: силой 2-2,5 А и напряжением 13,9-14,3 В на 8-9 часов;
- После повторной зарядки параметры аккумулятора изменятся: плотность электролита возрастет до отметки 1,12 г/куб. см, а напряжение на клеммах поднимется до 12,8 В;
- Это свидетельствует о начале десульфатации. Для следующего шага необходимо разрядить батарею до отметки 9 В с помощью подключения к клеммам активного сопротивления – лампы или фары. Среднее время для разряда – 8-9 часов. Плотность электролитической жидкости будет держаться на уровне 1,12 г/куб. см;
Необходимо контролировать процесс разрядки АКБ, поскольку конечное напряжение должно остаться не ниже 9 В.
Последующая пара зарядки и разрядки батареи по вышеуказанному сценарию позволит повысить уровень электролита до показателя 1,16 г/куб. см. Необходимо повторять цикл до тех пор, пока плотности не достигнет значения 1,26 г/куб. см или не приблизится к номинальному 1,27 г/куб. см.
Важно! Длительность работ по десульфатации АКБ с помощью обычного зарядного устройства в зависимости от состояния батареи и сложности процесса может занять до 2 недель.
Как показывает практика, подобные манипуляции обновляют аккумулятор на 80-90%.
Как самому сделать десульфататор
Десульфататор – это устройство, способное провести автономную очистку АКБ без необходимости демонтажа с транспортного средства.
Для процесса потребуется снятие хоть одной клеммы, связывающей батарею с автомобилем. Это делается с целью обезопасить электронику машины от вероятных нагрузок. Помимо очистки электродов от соляного налета с помощью десульфататора можно делать регулярную профилактику рабочей батареи, что способно существенно продлить ее сроки эксплуатации.
Принцип работы оборудования базируется на получении от АКБ питания и генерации в этой цепи высокочастотных кратковременных импульсов. При возникновении резонанса у атомов свинца и молекул свинцовых солей инициируется обратная сульфатация пластин. Этот процесс восстанавливает сопротивление и емкость батареи к первоначальным показателям.
Главными недостатками «чудо-оборудования» является большой срок десульфатации – достигает в редких случаях месяца и не менее суток, а также невозможность восстановить им примерно 10% — 15% батарей.
Простая схема десульфататора невысокой мощности в простонародье называется — моргалка. Чаще всего такое устройство может эффективно помочь в восстановлении батареи.
Для изготовления понадобится:
- Реле поворотов, лучше подходят импортные экземпляры с напряжением 12В, мощностью на 21 Вт. Чтобы увеличить рабочее время стоит заменить в устройстве конденсатор на аналог большей емкости. Подходит на 100 мкФ для работы реле по 3-4 с
- Реле 5-контактное с нормально замкнутыми контактами (3 и 4 контакт замкнуты, 1 и 2 — управляющие). Вместо импортного подходит отечественно реле с советского ВАЗа
- Резисторы нагрузочные или лампочки
- Паяльник и соединительные провода
Составляется основная схема, на которой главные моменты:
- Отрицательная клемма АКБ подсоединяется к выходу такого же заряда устройства;
- К выходу «-» на аккумуляторе подсоединяются поворотное и 5-канальное реле соответствующими выходами по заряду;
- К зарядному оборудованию на «+» подводится выход 5-канального реле аналогичного заряда;
- Соединяется между собой реле поворотов и 5-канальное, а также выход обоих реле с «+» клеммой АКБ;
- Реле поворотов нагружается лампочкой или активным резистором;
- Желательно контролировать сборку и проверку работоспособности устройства подсоединением амперметра и вольтметра к цепи между устройством и АКБ.
Для основания крепления всех элементов используется текстолитовая пластина. Есть вероятность поломки поворотного реле из-за состояния замкнутости выходов 3 и 4. Это не позволит батарее разрядиться.
Полезное видео
Просмотрите видео о десульфатации зарядным устройством:
Заключение
Процесс сульфатации – это естественный признак износа АКБ и происходит из разных причин. Для устранения слоя свинцовых солей необходимо провести обратный процесс, чтобы повысить уровень плотности электролита и напряжения на клеммах батареи. Такая операция называется десульфатацией и может производиться самостоятельно с использованием обычного зарядного устройства.
При крайней необходимости пластины электродов аккумулятора очищаются химическим или механическим способом, с меньшей степенью восстановления. В домашних условиях можно самостоятельно собрать десульфататор. Схема довольно простая и быстро собирается. Более простой вариант сборки устройства – приобретение китайского комплекта с инструкцией и всеми необходимыми деталями.
auto-gl.ru
Присадки для АКБ – стоит ли игра свеч? — Информация
Сегодня в продаже можно встретить большое количество специальных средств, называемых автомобильными присадками. Они выпускаются для добавления к моторному и трансмиссионному маслу, охлаждающей жидкости и пр. Существуют присадки и для электролита. В основном, они предназначены для повышения эффекта десульфации пластин авто и мото аккумуляторов. Причем, история развития этого направления автомобильной химии насчитывает почти 100 лет!
Сравнительно непродолжительный период эксплуатации вследствие неправильной эксплуатации стартерных автомобильных аккумуляторов в сочетании с достаточно высокой их ценой являются основными причинами «изобретения» большого количества способов восстановления работы АКБ. В том числе, начиная с начала прошлого века, неоднократно предпринимались попытки воздействия на электролит с целью повышения срока службы батареи или их восстановления. Несмотря на сомнительный эффект, составы в виде добавок в электролит, продаются и сегодня. Как заявляют производители, с их помощью можно оживить даже «мертвый» аккумулятор или ту батарею, которая не просто разряжена критически, а полностью или частично засульфатирована.
Что могут присадки?
Среди самых главных обещаний фирм, выпускающих подобные продукты, стоит отметить несколько, особенно ярких, рекламных призывов:
- Увеличить срок эксплуатации, благодаря достижению эффекта склеивания мельчайших частиц активной массы электролита, а также аккумуляторной решетки за счет применения электропроводящего полимера.
- Десульфация и, как следствие, полное восстановление работоспособности даже «мертвого» аккумулятора автомобильного.
- Улучшение показателей тока холодной прокрутки, равно как и облегчение зимнего запуска двигателя.
- Увеличение времени, необходимого для саморазряда АКБ без нагрузки, а также повышение емкости.
Кроме того, декларируется и самоочищение имеющегося в автомобильном аккумуляторе электролита под воздействием специальных компонентов.
Впечатляет, не так ли? Особенно, если учесть, что стоимость присадки в десятки раз меньше, чем цена нового аккумулятора. Но в реальности оказывается, что обычные аккумуляторы в текстах показывают такие же результаты, как и обработанные. А сама по себе десульфация, если и возможна, то влияние на нее присадка оказывает минимальное.
Состав? За семью печатями
Большинство составов «засекречены» и являются ноу-хау. Однако, как показывают анализы, проведенные в лабораторных условиях, жидкости для десульфации содержат в себя широкий спектр химических элементов, и являются либо сульфатами, либо же фосфатами калия, аммония и пр. Причем, некоторые из компонентов представляют угрозу для нормальной работы АКБ, и это также научно доказанный факт.
А как же сертификаты, скажете вы? Действительно, сертификаты у такой продукции есть. Но они свидетельствуют лишь о том, что присадки изготовлены правильно, в соответствии с технологией.
Напоследок
В заключение стоит сказать, что присадки действуют. Они действительно способствуют десульфации, но степень этой помощи определить невозможно. С другой стороны это не панацея. Если аккумулятор «закорочен» или процесс сульфации находится в необратимой стадии, справиться с такой задачей не под силу даже супержидкости. Поэтому, принимая решение о покупке, стоит руководствоваться лишь здравым смыслом, а не рекламой.
28.11.2012, 14300 просмотров.
www.akb-market.ru
Десульфатирующая присадка для серно-кислотного электролита и способ ее применения
Изобретение относится к области электротехники, а именно к химическим источникам тока, и может быть использовано в производстве свинцовых аккумуляторов, в частности, в производстве присадок для сернокислотных электролитов. Согласно изобретению предлагается присадка, представляющая собой смесь сульфата металла с фосфонкарбоновыми кислотами и аминоалкилфосфоновыми или оксиалкилилендифосфоновыми кислотами в разбавленной сернокислотной среде, имеющей рН не более 0,8, и при общем содержании фосфоновых кислот, равном 0,001-0,015% мас., а сульфата металла — 10-18% мас. Присадка может дополнительно содержать фторсодержащие ПАВ в количестве 0,01-0,1% мас. Присадка применяется для предотвращения сульфатации пластин свинцово-кислотных аккумуляторов и для восстановления сульфатированных аккумуляторных батарей. 2 н. и 3 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к области электротехники, а именно к химическим источникам тока, и может быть использовано в производстве свинцовых аккумуляторов, в частности, в производстве присадок для сернокислотных электролитов.
Свинцовые кислотные аккумуляторы относятся к наиболее широко употребляемым в автомобильной промышленности аккумуляторам. Однако наличие у них существенных недостатков требует постоянных усовершенствований в данной области техники.
Одним из основных недостатков кислотных аккумуляторов, в которых в качестве электролита используется серная кислота, является сульфатация электродных пластин, уменьшающая емкость аккумуляторов и снижающая срок службы аккумуляторов. Оптимальным путем устранения сульфатации пластин является введение в электролит добавок, способствующих улучшению рабочих характеристик свинцовых кислотных аккумуляторов.
В качестве десульфатирующих добавок, вводимых в сернокислотный электролит, применяются, например, соли металлов, такие как сульфат цинка, сульфат кадмия либо их смесь с солями других металлов, в частности сульфатами переходных металлов, ртути [FR A1 2572854, Н 01 М 10/36, 1986]. Однако, как известно из практики, а также из ранних публикаций [RU 2193808 С1, Н 01 М 10/08, 2002] указанные добавки не регулируют достаточно эффективно процесс электролиза, а именно, не позволяют снизить саморазряд и газовыделение, что является необходимым условием оптимальной эксплуатации аккумуляторов, особенно в закрытых помещениях. Известны и другие добавки к сернокислотному электролиту, к которым относятся: органические соединения, например, дикарбоновые или трикарбоновые кислоты [JP, А 5272428, 1979], этилкарбоксиэтилат германия сесквиоксид [JP A 59194367, 1984], аминокислоты [ЕР В1 0669670, H 01 М 10/08, 1999], нитририлотриметилфосфоновая /НТФ/ и оксиэтилидендифосфоновая /ОЭДФ/ кислоты [RU С1, 2115198, Н 01 М 10/08, 1998]. В состав электролитов данные органические соединения чаще вводят в смеси с сульфатами перечисленных выше металлов. Например, известен электролит /RU 2115198/, содержащий в мас.%: кадмий сернокислый 13-18, кислоту серную 0,1-50, НТФ 0,001-0,1, ОЭДФ 0,001-0,1, воду дистиллированную — остальное. Указанные выше кислоты /RU 2115198/ могут быть также введены в электролит в виде присадки, в которой содержание НТФ составляет 0,001-0,1% мас., ОЭДФ 0,001-0,15% мас. и содержание сульфата кадмия — 13-18% мас.
Для расширения ассортимента добавок к сернокислотным свинцовым аккумуляторам и создания аккумуляторов с более длительным сроком действия предлагается присадка, представляющая собой смесь сульфата металла с фосфонкарбоновыми кислотами и аминоалкилфосфоновыми или оксиалкилилендифосфоновыми кислотами в разбавленной сернокислотной среде, имеющей рН не более 0,8, и при общем содержании фосфоновых кислот, равном 0,001-0,015% мас., а сульфата металла (в пересчете на металлn+) — 10-18% мас. Присадка может дополнительно содержать фторсодержащие ПАВ в количестве 0,01-0,1% мас.
Основное отличие нового состава от состава-прототипа заключается в применении в качестве фосфонорганической кислотной составляющей смеси трех определенных типов фосфоновых кислот, а именно фосфонкарбоновых кислот, аминоалкилфосфоновых кислот и оксиалкилидендифосфоновых кислот. В качестве примеров конкретных фосфоновых кислот могут быть названы следующие представители класса:
— фосфонкарбоновых кислот: глицинбисметилфосфоновая НООССН2N(CH2РО3Н2)2, бискарбоксиметилиминометилфосфоновая, (НООССН2)2НСН2РО3Н2, фосфонуксусная HOOCCH2РО3Н2, фосфонпропионовая НООССН2СН2РО3Н2;
— аминоалкилфосфоновых кислот: нитрилотриметилфосфоновая N(CH2PO3H2)3, этилендиминотетраметилфосфоновая [(Н2О3РСН2)2NCH2]2, диэтилентриаминпентаметилфосфоновая [(Н2О3РСН2)2NCH2CH2]2NCH2PO3H2;
— оксиалкилидендифосфоновых кислот: оксиэтилидендифосфоновая НО(СН3)С(РО3Н2)2.
Данные соединения, в определенном количестве входящие в состав присадки в комплексе с сульфатом металла, обеспечивают высокие потребительские свойства аккумуляторов, для которых они применяются, а именно способствуют увеличению срока действия аккумуляторов до 5 лет за счет предотвращения сульфатации аккумуляторных пластин, а также за счет снижения саморазряда и газовыделения при эксплуатации аккумуляторов. При этом улучшаются экологические показатели аккумуляторов.
Применяемые в новом составе фосфоновые кислоты, по всей вероятности, обладают повышенной активностью по сравнению с составом-прототипом именно за счет образования сложных смешанных комплексных систем с не установленной структурой, которые наиболее эффективно участвуют в процессе десульфатации.
Существенным признаком состава является и его рН: не более 0,8.
Входящие в состав фосфоновые кислоты, предпочтительно, вводятся в определенном весовом соотношении фосфонкарбоновых кислот к аминоалкиленфосфоновым, равном 1:1-1:3, либо к оксиалкилидендифосфоновым, равном 3:1, что видно из приведенных ниже примеров.
В качестве соли металла используются сульфаты кадмия, цинка, олова. Для придания морозостойкости аккумуляторов в состав новой присадки может быть введена и поверхностно-активная фторсодержащая добавка в количестве 0,01-0,1% мас. по отношению к весу всей смеси, что позволяет применять аккумуляторы, заполненные электролитом с этой присадкой при температуре до -40°С.
Для предотвращения сульфатации свинцовых аккумуляторных батарей новая присадка вводится в электролит в количестве, составляющем 0,01-0,03 объемных количества на 1 объемного количества электролита, после чего электролит заливается в аккумулятор и эксплуатируется в установленном режиме.
Ниже приводятся конкретные примеры предлагаемого состава присадок и далее приводится описание технологии получения электролита с данными присадками и технология эксплуатации аккумуляторных батарей с данным электролитом.
Состав 1. В реактор, вместимостью 50 дм3, снабженный механической мешалкой и мерником, заливают 33,5 дм3 дистиллированной воды и при размешивании порциями при комнатной температуре прибавляют в течение 25-30 мин 16,8 кг кадмия сернокислого, восьмиводного общей формулы CdSO4·8h3O. Суспензию перемешивают до полного растворения соли кадмия в течение 1-1,5 часов. Затем при перемешивании прибавляют из мерника 29,4 см3 раствора НТФ, полученного путем растворения 210 г НТФ в 4 дм3 дистиллированной воды, и 29,4 см3 раствора глицинбисметилфосфоновой кислоты (ГФ), полученного путем растворения 276 г ГФ в 4 дм3 дистиллированной воды. Соотношение НТФ: ГФ 1:1. Раствор доводят до рН<0,8 добавлением примерно 1,3 дм3 электролита, представляющего собой раствор серной кислоты с плотностью 1,27 г/см3.
Полученная таким образом присадка имеет концентрацию 0,075 г/дм3 по PO4 3-, что соответствует содержанию смеси фосфоновых кислот 0,0071% мас. и 14,3% по Cd2+.
Состав 2. Получен из 15,5 кг кадмия сернокислого, восьмиводного, 58,8 см3 раствора НТФ, полученного путем растворения 210 г НТФ в 4 дм3 дистиллированной воды, и 19,6 см3 раствора фосфонуксусной кислоты (ФУК), полученного путем растворения 293 г ФУК в 4 дм3 дистиллированной воды. Соотношение НТФ: ФУК 3:1. После добавления электролита до рН 0,7 присадка имеет концентрацию 0,1 г/дм3 по PO4 3-, что соответствует содержанию смеси фосфоновых кислот 0,0084% мас., и 13,2% по Cd2+.
Состав 3. Получен из 14,0 кг кадмия сернокислого, восьмиводного, 73,5 см3 раствора глицинбисметилфосфоновой кислоты (ГФ), полученного путем растворения 276 г ГФ в 4 дм3 дистиллированной воды, и 24,5 см3 раствора ОЭДФ, полученного путем растворения 216 г ОЭДФ в 4 дм3 дистиллированной воды. Соотношение ГФ: ОЭДФ 3:1. После добавления электролита до рН 0,7 присадка имеет концентрацию 0,1 г/дм3 по PO4 3-, что соответствует содержанию фосфоновых кислот 0,012% мас., и 11,8% по Cd2+.
Предлагаемую присадку применяют для предотвращения сульфатации свинцовых пластин сернокислотных аккумуляторов и для восстановления засульфатированных свинцово-кислотных аккумуляторов.
Пример 1. Использование присадки для профилактики аккумуляторных батарей (предотвращения сульфатирования). К 80 л готового электролита (раствор серной кислоты с плотностью 1,27 г/см3) добавляют 1 л присадки (состав 1), перемешивают и заливают в аккумуляторную батарею, свинцовую тяговую (АКБ). После пропитки пластин в течение 8-20 часов производят зарядку АКБ обычным способом.
Испытания АКБ с электролитом, полученным по примеру 1, показали, что применение присадки увеличивает пусковой ток и препятствует саморазряду АКБ. В результате предотвращения сульфатации пластин АКБ средний срок эксплуатации последней увеличивается.
Аналогичные результаты получены с остальными составами присадки.
Пример 2. Восстановление сульфатированных АКБ. Из АКБ, бывшей в эксплуатации, сливают старый электролит, промывают пластины 2-3 раза дистиллированной водой и заливают раствором, приготовленным путем смешивания 1 л присадки (состав 2) и 60 л свежеприготовленного электролита (раствор серной кислоты с плотностью 1,27 г/см3). Проводят 2-3 цикла заряд-разряд в зависимости от степени сульфатации пластин. При этом за каждый цикл емкость батареи увеличивается на 15-30%. Емкость батареи восстанавливается до номинальной после того, как при очередном контрольном разряде перед следующей зарядкой она составит 70-80% от номинала.
Аналогичные результаты получены с другими составами присадки.
Пример 3. К электролиту, приготовленному в соответствии с примером 1, добавляют дополнительно поверхностно-активное соединение на основе перфтороксаалкилсульфокислот или перфтороксаалкилкарбокислот (фтор-ПАВ) в весовом количестве, составляющем 0,015% мас. Экспериментально показано, что АКБ с таким электролитом эффективно работает при наружной температуре до — 40°С.
Таким образом, предотвращение сульфатации аккумуляторных пластин за счет введения в электролит предлагаемой присадки повышает срок эффективной эксплуатации свинцово-кислотных аккумуляторных батарей и приводит к улучшению эксплуатационных свойств.
1. Присадка для серно-кислотных свинцовых аккумуляторов, содержащая фосфонорганическую кислотную составляющую и сульфат металла в разбавленной серно-кислотной среде, отличающаяся тем, что в качестве фосфонорганической кислотной составляющей содержит смесь фосфонкарбоновой кислоты с оксиалкилидендикарбоновой кислотой или с аминоалкилфосфоновой кислотой при весовом содержании смеси фосфоновых кислот, равном 0,004-0,015% мас., сульфата металла 10-18% мас. (в пересчете на металл n+) и рН состава не более 0,8.
2. Присадка по п.1, отличающаяся тем, что содержит фосфонкарбоновую и аминоалкилфосфоновую кислоты в весовом соотношении 1:1-1:3.
3. Присадка по п.1, отличающаяся тем, что содержит фосфонкарбоновую и оксиалкилидендифосфоновую кислоты в весовом соотношении 3:1.
4. Присадка по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит фторсодержащие поверхностно-активные вещества в весовом количестве, составляющем 0,01-0,1 мас.% по отношению к весу всей смеси.
5. Способ предотвращения сульфатации свинцовых кислотных аккумуляторных батарей заливанием в аккумуляторные батареи серно-кислотного электролита, содержащего присадку в количестве, составляющем 0,01-0,03 объема на 1 объем электролита, включающую фосфонорганическую составляющую и сульфат металла, где в качестве фосфонорганической составляющей используется смесь фосфонкарбоновой кислоты с оксиэтилидендифосфоновой кислотой или с аминоалкиленфосфоновой кислотой и последующей эксплуатацией аккумуляторной батареи.
findpatent.ru
Вредные или бесполезные советы из интернета
На первый взгляд ничего здесь плохого нет.
- Освежим типа грязный электролит на свежий.
- Промоем аккумулятор (смотри совет 2).
- Зальём свежий электролит плотностью 1,28.
- О класс – у нас теперь плотность во всех банках в норме.
- Но аккумулятор, почему то по прежнему работает … не очень.
- А через время аккумулятор полностью выходит из строя.
Попробуем разобраться , что тут не так.
В новом заряженном аккумуляторе плотность электролита была к примеру 1,28.
Со временем аккумулятор засульфатировался, причём неравномерно по банкам.
Часть кислоты ушла в плохо растворимый сульфат свинца – плотность электролита снизилась.
Причин может быть несколько.
Некоторые из них:
В какой то из банок повышенный саморазряд из-за разросшихся дендритов между разноимёнными пластинами аккумулятора.
В какой то вообще короткое замыкание между пластинами, и плотность упала почти до единицы.
Что бы попытаться поднять и выровнять до первоначального уровня плотность электролита , нужно чтобы сульфат свинца перешёл в другие состояния свинца, например с помощью десульфатирующей присадки.
При этом будет выделяться серная кислота и плотность электролита будет повышаться.
Причём чем выше плотность электролита, тем хуже разрушается сульфат свинца.
К примеру в первой банке была плотность 1,20 , а в остальных 1,25.
То есть первая банка самая засульфатированная.
А мы заменяем электролит во всех банках на электролит плотностью 1,27.
После этого убрать сульфат в первой банке станет ещё труднее.
Аккумулятор по прежнему не может полностью зарядиться. А самая засульфатированная банка не даёт отдать максимальный пусковой ток.
Это был дельный совет, лет эдак 30 назад.
Тогда использовали классические сепараторы в виде пластиковых пластинок.
Отвалившаяся активная масса осыпалась вниз в шламовый колодец.
Со временем колодец заполнялся и шлам коротил нижние части разноимённых пластин.
Тогда (30лет назад) действительно можно было вымыть колодцы от шлама и отдалить во времени процесс замыкания пластин из-за осыпавшейся активной массы.
Но в современных аккумуляторах используются в основном сепараторы в виде конвертов. Это предотвращает осыпание активной массы. И производители решили отказаться от шламовых колодцев. От них осталось только название — пластины практически стоят на днище аккумулятора.
Так что же и от чего мы собираемся промывать?
reductant.jimdo.com
Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками — схема десульфатации
Основной причиной старения аккумулятора считают образование нерастворимой корки сульфата свинца на зарядных пластинах. Отложения уменьшают концентрацию ионов в электролите, увеличивают внутреннее сопротивление приему заряда. Когда говорят «аккумулятор сел» виновником является отложение сернокислого свинца в банках. Удалить налет — провести десульфатацию батареи, восстановить работоспособность.
Десульфатация кислотного аккумулятора
Когда аккумулятор отдает энергию, он разряжается за счет протекания химической реакции:
Pb +2h3SO4 +2PbO2 -> 2PbSO4 +2h3O
Pb – это свинцовая пластина
PbO2 – активная замазка на угольной решетке
PbSO4 – мелкие кристаллы, которые разрастаясь, закрывают пластину
Но когда аккумулятор заряжается от генератора или сети реакция идет в обратную сторону, то есть сернокислый свинец распадается на ионы свинца и кислотный остаток. И все было бы хорошо, но часть кристаллов, при хроническом недозаряде и глубоком разряде аккумулятора, разрастается и не участвует в реакции. Вещество нерастворимой серо-желтой пленкой покрывает пластину, забивает поры, не пропускает заряженные ионы к токопроводящим пластинам. Этим объясняется быстрая подзарядка аккумулятора и моментальная разрядка – нет емкости.
Возвратить емкость аккумулятору можно, если не осыпалась замазка, и не разрушились пластины – то есть электролит в банках светлый, без взвеси. Цель десульфатации АКБ – очистить механически, химически или электротоком пластины, восстановить или заменить электролит. Схемы снятия осадка отработаны годами. Есть методы десульфатации АКБ, применяемые в сервисных центрах и доступные в домашних условиях.
Как сделать десульфатацию на автомобильный аккумулятор
Естественный процесс старения аккумулятора в связи с потерей емкости, в результате осаждения трудно растворимых солей можно отложить своевременной десульфатацией стартового или тягового аккумулятора.
Все методы можно классифицировать по видам:
- Воздействие электрическим зарядом – постоянным током малой величины, импульсным током, переполюсовкой.
- Химические методы с использованием разрушителей осадка с последующей заменой электролита. Или растворение в дистиллированной воде осадка малым током зарядки
- Механические – когда вынутые из банок пластины восстанавливают механической обработкой.
В целях профилактики периодически в электролит добавляют присадки, препятствующие появлению сульфатного камня, но они разрушают пластины, сокращая срок службы аккумулятора.
Схема для десульфатации автомобильного аккумулятора
Из химических методов десульфатации аккумуляторных батарей чаще всего применяют сложный состав трилона Б и аммиака. Эти вещества доступны, но использовать их следует с соответствие инструкции и на крепких аккумуляторах. Трилон Б, натриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты, растворимая в воде, натрий замещает в соли ион свинца и осадок растворяется. Но растворяется и активная замазка.
Порядок десульфатизации аккумулятора химическим способом:
- Готовится раствор – на 3 л взять 60 г трилона Б, 622 мл Nh5OH 25%, 2340 мл дистиллированной воды. Можно взять 10% аммиачный раствор1560 мл, воды 1140 мл и 60 г трилона Б.
- Сливается электролит из АКБ в подходящую емкость.
- Сразу непросохшие банки залить подготовленным составом, на оставить в АКБ не более чем на 60 минут.
- Слить содержимое и промыть банки 3-4 раза дистиллированной водой.
- Залить свежий электролит нужной плотности и выполнить зарядку по полному циклу.
Способ нужно использовать с осторожностью. Если десульфатацию автомобильного аккумулятора проводят для удаления небольшого количества осадка, время воздействия сокращают до 30-40 минут. Трилону Б все равно что растворять – вредный осадок или активную массу. В момент реакции идет разогрев и кипение жидкости. Работать нужно на открытом воздухе, использовать защитные средства.
Зарядное устройство с десульфатацией для автомобильного аккумулятора
В промышленных условиях, на автобазах, где зарядку аккумуляторов ведут обученные работники, десульфатацию АКБ проводят специальным зарядным устройством для десульфатации. Для снятия осадка с сильно забитого аккумулятора используют реверсивные импульсные токи.
Реверсивный ток – переменный, с различной амплитудой и полярностью, повторяющихся циклично. Импульсная десульфатация зарядом и разрядом действует на аккумулятор мягко, температура электролита не поднимается, выделения газа не происходит.
Для создания реверсивных токов используется специальное устройство, генератор реверсивного тока, стоимость которого примерно равна двум аккумуляторам. Как произвести десульфатацию аккумулятора, пользуясь генератором реверсивного тока?
Генератор используют при среднем сульфатировании пластин с подачей тока 0,5 – 2,0 А в течение 20-50 часов. Процесс окончен, когда в течение 2 часов напряжение и плотность электролита остаются неизменными.
Сильно забитый аккумулятор чистят с применением устройства для десульфатизации дистиллированной водой в несколько этапов. Для этого напряжение на батарее нужно снизить до 10,8 В, удалить электролит, залить в банки дистиллированной водой.
Вести десульфатацию АКБ малым током, чтобы напряжение было до 2,3 В. Постепенно осадок растворяется в воде, электролит приобретает плотность около 1,11 г/см3. Раствор заменить свежей дистиллированной водой, и продолжать процесс до плотности 1,12 г/см3. Силу тока теперь установить 1 А и наблюдать за ростом напряжения, до тех пор, пока показатель не стабилизируется.
По прошествии первого этапа десульфатации АКБ, поднимают ток до 20 % от разрядного, заряжают батарею 2 часа, разряжают и так до постоянной плотности и напряжения 3-5 раз.
Доводят кислоту до плотности 1,21-1,22 г/см3, заряжают аккумулятор полностью и спустя 3 часа корректируют плотность, пользуясь таблицей. Метод трудоемкий, но десульфатация пластин получается полной. Аккумулятору возвращается вторая молодость.
Десульфатация аккумулятора зарядным устройством
Можно обойтись более дешевым способом десульфатизации обычным зарядным устройством. Но непременным условием является возможность регулировать ток и напряжение. Если осадок пока занимает меньше половины пластин, применяется следующая схема десульфатизации аккумулятора:
- Довести уровень электролита до нормального уровня дистиллированной водой.
- Подключить ЗУ и установить напряжение 14 В, силу тока 1 А. Заряжать 8 часов. Замеры должны показать, что плотность электролита увеличилась, напряжение поднялось до 10 В. Если показатели ниже – аккумулятор не восстановить.
- Сутки АКБ отдыхает, отключенное от ЗУ.
- Подключить с напряжением 14 в и током 2-2,5 А на 8 часов. Напряжение должно стать 12,7-12,8 В. Электролит в банках плотностью 1Ю13 г/см3.
- Разрядить аккумулятор до 9 В, лампой дальнего света за 6-8 часов.
- Повторять разряд-заряд несколько раз, пока плотность электролита не станет 1,27 -1,28 г/см3. В период циклов идет процесс десульфатации, растворяется камень, кислотный остаток SO4 укрепляет электролит.
В результате емкость свинцового кислотного аккумулятора восстановится на 80-90 %. Но так нельзя провести десульфатацию кальциевого или гелевого аккумулятора.
Чаще всего для десульфатации зарядным устройством используют установку «Вымпел». Она доступна по цене, и имеет необходимую регулировку. К ней можно подключить приставку в виде моргалки или другое электронное устройство для снятия свинцового камня.
В необслуживаемых аккумуляторах десульфатация эффективна только на начальной стадии отложения камня. Ведется она с применением импульсного зарядного устройства. Но надо знать, что камень в кальциевом аккумуляторе содержит гипс, который не разрушается под воздействием импульсных токов. Поэтому необслуживаемые аккумуляторы после 3 глубоких разрядов не подлежат восстановлению.
Устройство для десульфатации автомобильных аккумуляторов
Хорошо ведется десульфатация на пластинах автомобильных аккумулятора под действием токов переменного направления с изменением полярности в высокой частоте. Промышленность предлагает приборы и приставки к зарядке для десульфатации аккумулятора.
Зарядное устройство для аккумуляторов Кедр Авто-10, с режимом десульфатации относится к автоматическим зарядникам. Он обеспечивает зарядку с тока в % А от емкости АКБ, быстрый режим током 5 А и циклический – десульфатацию. Компактный зарядник доступен по цене.
Зарядные десульфатирующие устройства выбирают для конкретного типа аккумуляторов. Лучшими для обслуживания одного аккумулятора считают изделия:
- устройство одноканальное, предназначенное для автомобильных батарей;
- лучше взять устройство с ручной регулировкой зарядного тока;
- изучить возможности защиты, блокировки и допустимые температуры;
- знать параметры своего аккумулятора, подбирать подходящее устройство.
По техническим показателям для автомобилиста подойдет прибор с регулируемым напряжением 0-36 В, с разными способами десульфатации:
- щадящий – малый ток, напряжение постоянное;
- интенсивный – циклический импульсный, подающий ассиметричный ток;
- циклический заряд со снижением зарядного напряжения.
Совместимость с батареей вашей емкости – обязательное условие.
Если вы приобрели десульфатирующую приставку, то она должна включаться между зарядным устройством и аккумулятором, и провода ее не должны быть тоньше других в схеме соединения. Зарядное должно поддерживать импульсный режим.
Десульфатация АКБ в домашних условиях
Часто десульфатацию АКБ легковых авто проводят своими руками, руководствуясь предоставленными на различных ресурсах схемами. Многие из них основаны на использовании обычного зарядного устройства, но требуют много внимания. В среднем ручная сульфатация малыми токами и в несколько циклов занимает больше 2-х недель.
Подключение к зарядному устройству приставки ускорит режим десульфатации АКБ. Примером приставки служит импульсный преобразователь, называемый моргалкой, так как светодиоды сигнализируют от прохождении переменного тока. Устройство можно собрать своими руками.
Перед вами схема зарядного устройства для сульфатации автомобильного аккумулятора, называемая «моргалка».
Принцип «моргалки» — прохождение 10 % тока от емкости АКБ, напряжение 13,1 – 13,4 В. Схема представляет разрядку лампочками на 12 в и реле, включающее зарядку по окончании разрядки. Получается моргание с пульсацией 4,3 секунды на разряд током 1 А и 3 секунды на заряд током 5 А. Импульсы тока сначала разрыхляют монолитную пленку на пластине, потом растворяют маленькие кристаллы.
Знаем, что необслуживаемые аккумуляторы плохо поддаются десульфатации. Но если батарея новая, отслужила не более 2 лет, а уровень электролита в банках низок, можно попробовать восстановить емкость. Сначала нужно добавить в банки дистиллированной воды и заклеить отверстия эпоксидным клеем. Потом попробовать провести зарядку импульсным током. В режиме десульфатации АКБ, одновременно с корочкой сульфатированного свинца будет разрушаться активная замазка. Емкость восстановится ненамного и ненадолго.
Важно знать!
Электролит разъедает тело и натуральные хлопковые волокна также как концентрированная серная кислота. Выделяющиеся через открытые пробки АКБ газы вредны и взрывоопасны. Поэтому место, где проводятся опасные работы должно быть проветриваемым и недоступным для детей и животных. Бутыли с электролитом не должны находиться в местах общей доступности. Не забывайте надеть защитные очки, резиновые перчатки и пользоваться резиновым фартуком.
Видео
Возможно, для вас будет полезным посмотреть предоставленное видео по десульфатации аккумулятора.
batts.pro
Модификаторы для АКБ — Информация
Сегодня в продаже можно встретить целый ряд присадок и добавок, которые производители рекомендуют заливать в автомобильные аккумуляторы для продления срока службы и улучшения характеристик. Их применение, прямо скажем, имеет спорный и научно необоснованный эффект. Но раз такие средства продаются, значит, их кто-то покупает! Почему? В этом мы и попытаемся разобраться в данной статье.
Для примера возьмем модификатор производства одного из заводов СНГ. Как заявляет производитель данное средство способно изменить химическую реакцию всего процесса образования тока, за счет чего абсолютно исключается выделение диэлектрической соли или, попросту говоря, сульфата. В итоге электрохимические процессов протекают без ухудшения реакции, а энергетические параметры батареи остаются неизменными.
В результате использования присадки при непрерывной эксплуатации АКБ активная масса электродов «фиксируется» токопроводящими ионами, получая более высокую адгезию к пластинам. На их поверхности образуется полимерный каркас, хорошо проводящий электричество. Он полностью проницаем для электролита, и является скрепляющим фактором для активной массы, благодаря чему предотвращается ее осыпание. Таким образом, удается добиться двух главных эффектов:
- Существенного увеличения ресурса аккумуляторных электродов (в случае отсутствия заводских дефектов).
- Полного восстановления заводских параметров АКБ в случае на более 30% износа батареи.
Видимо, чтобы не быть голословным, производитель приводит электротехнические параметра своего средства. В соответствии с ними, повышение ЭДС происходит за счет двойного увеличения количества проводящих ток ионов. Более того – на одну ступень увеличивается и емкость. Так, при обработке АКБ на 50 Ампер часов можно получить батарею емкостью 60 А\ч. Также исключается испарение дистиллированной воды, так как АКБ после обработки может принимать повышенный заряд. Но и это еще не все. К дополнительным преимуществам средства относят:
- Уменьшение внутреннего саморазряда в процессе хранения.
- Увеличение числа циклов глубоких разрядов.
- Трехкратное сокращение времени на достижение полного заряда.
Более того – использовав присадку по инструкции, и залив ее в батарею, зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов можно задвинуть в дальний угол гаража – вряд ли оно понадобится в ближайшее время! Дело в том, что как утверждает производитель, с этого момента прекращаются сульфирование пластин, то есть, АКБ служит дольше.
То есть, судя по описанию этого «чудо-средства», оно может превратить обычную автомобильную аккумуляторную батарею, изготовленную по традиционной сурьмянистой технологии, в гибридный аккумулятор нового поколения. Честно говоря, верится с трудом, ведь если бы все было так просто, все бы давным-давно забыли о замене своих АКБ и не тратили бы лишних денег на покупку новых источников питания. Впрочем, время покажет. Выводу делать пока рано, но как только в Сети появится объективная информация с результатами тестов этого «препарата», мы обещаем обязательно ознакомить с ней и вас.
25.02.2013, 3187 просмотров.
www.akb-market.ru