фото, схема и инструкции как снять
Довольно часто в автомобилях отечественного производства может встретиться проблема неработающего электрооборудования. В этом случае первое, что нужно сделать – это произвести проверку состояния блока предохранителей (далее – БП). Наш сайт поможет разобраться вам в том, где расположен блок предохранителей ВАЗ 21099 карбюратор, схема старого образца как выглядит и как заменить устройство.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Расположение и электросхема
В автомобилях ВАЗ 21099 блоки предохранителей (БП) по своей электросхеме могут быть двух типов: старого и нового образца. Модели старого образца обозначаются маркировкой 17.3722, имеют пальчиковые предохранители (далее – ПП) цилиндрической формы и устанавливались они на машины, выпущенные до 1998 года. Монтажный блок нового типа имеет П-образные элементы БП и начали устанавливаться на машины с 1998 года. Такие БП нового образца могут иметь следующую маркировку:
- 2114-3722010-60;
- 2114-3722010-10;
- 2114-3722010-18.
Среди владельцев ВАЗ 21099 бытует мнение, что схема и назначение компонентов БП могут различаться между собой в зависимости от системы подачи топлива в двигателях. То есть карбюраторные и инжекторные авто имеют устройства с разными электросхемами. Это не совсем так, поскольку и карбюраторные, и инжекторные автомобили могут быть оснащены БП нового типа.
В любом случае БП будет расположен в моторном отсеке: он находится со стороны водителя вод лобовым стеклом.
Схема БП старого типа
Рассмотрим схему БП и назначение элементов устройства старого типа для автомобиля ВАЗ 21099. Как указано выше, она может быть актуальна как для карбюраторных, так и для инжекторных двигателей.
Электросхема БП старого образца, устанавливающегося на автомобили выпуском до 1998 годаНиже рассмотрим предназначение реле.
Номер | Предназначение |
1 | Обеспечивает включение устройств очистки передних фар. |
2 | Отвечает за работоспособность моторчика для омывания заднего стекла. |
3 | Без этого реле будет невозможна функциональность ламп, отвечающих за включение поворотных сигналов и «аварийки». |
4 | Отвечает за функционирование дворников лобового стекла. |
5 | Специальные перемычки, позволяющие определить работоспособность лампочек. |
6 | Отвечает за работоспособность устройства обогрева заднего стекла. |
7 | Запасной ПП. |
8 | Отвечает за работу лампочек дальнего света. |
9 | Обеспечивает работоспособность ламп ближнего света. |
10 | Один из ПП. |
11 | Обеспечивает функционирование мотора вентилятора охладительной системы. Если это реле выйдет из строя, возможен перегрев двигателя. |
12 | Отвечает за работу рулевого гудка. |
Также рассмотрим назначение каждой детали БП.
Описание компонентов БП старого образцаСхема БП нового типа
Также следует рассмотреть электросхему и назначение компонентов БП нового типа ВАЗ 21099. Не забывайте о том, что и карбюраторы, и инжекторы могут быть оснащены БП с такой схемой.
Электросхема БП нового образца, устанавливающегося на автомобили выпуском после 1998 годаНомер | Предназначение |
К1 | Это реле обеспечивает функциональность мотора омывателя заднего стекла. |
К2 | Компонент контроля работы ламп поворотных сигналов и «аварийки». |
К3 | Обеспечивает работоспособность очистителя лобового стекла. |
К4 | Эта деталь отвечает за функционирование ламп стоп-огней, а также габаритов авто. |
К5 | Без данной детали будет невозможна работа ламп дальнего света. |
К6 | Без этого реле механизм очистки фар работать не будет. |
К7 | Отвечает за функционирование электрических стеклоподъемников, если они были установлены производителем. |
К8 | Отвечает за рулевой гудок. |
К9 | Отвечает за работоспособность мотора вентилятора охладительной системы. |
К11 | Обеспечивает прогрев заднего стекла. |
К12 | Отвечает за функционирование ламп ближнего света. |
Ниже рассмотрим предназначение плавких компонентов БП.
Описание компонентов БП нового образцаПроцесс снятия и замены
Теперь рассмотрим процесс смены предохранителей БП для старого и нового типов ВАЗ 21099. Как сказано выше, инструкция по замене будет актуальна как для карбюраторов, так и для инжекторов.
Выпуска до 1998 года
- Откройте капот и отключите минусовую клемму аккумулятора.
- Найдите ваш БП, который расположен под лобовым стеклом напротив водительского сидения. Отожмите защелки, фиксирующие крышку устройства. Демонтируйте ее.
- На обратной стороне защитной крышки вы сможете увидеть схему, на которой указано расположение ПП и реле в блоке. Также там отмечено, какой элемент за что отвечает.
- Если вам необходимо заменить реле, то найдите то, которое вам нужно и, покачивая вверх и вниз, демонтируйте его из посадочного места. Произведите замену выгоревшего элемента на реле с такой же маркировкой. Соответственно, соблюдайте и расположение контактов.
- Если вам нужно заменить именно ПП, то для начала следует узнать причину его выхода из строя. Если дело именно в элементе, то это намного лучше, чем если проблема заключается непосредственно в электропроводке. В любом случае, если вы решили сменить ПП, то учтите, что устройства должны быть идентичными по номиналу, то есть цифра, указанная на корпусе ПП, должна совпадать в обоих случаях. Также не вздумайте устанавливать в посадочное гнездо самодельный элемент.
- Закройте крышку БП и подключите аккумулятор.
Выпуска после 1998 года
Как сказано ранее, инструкция будет актуальна как для карбюраторных, так и для инжекторных двигателей ВАЗ 21099.
- Откройте капот и отключите аккумулятор: все работы с БП необходимо выполнять при отключенной АКБ.
- Найдите БП, установленный в моторном отсеке. Как и в предыдущем случае, он защищен пластиковой крышкой, которую вам нужно снять, чтобы добраться до элементов. Фиксирующие защелки установлены с боковой стороны, ближе к крылу авто.
- Произведите демонтаж крышки. На ее обратной стороне нанесена схема с местом нахождения реле и ПП. Определите, какой элемент вышел из строя, чтобы заменить его. Если требуется замена реле, то вытащите компонент, покачивая его из стороны в сторону.
- Что касается непосредственно предохранителей, то их удобнее демонтировать из посадочного гнезда при помощи специальных щипцов. К слову, щипцы начали появляться в блоках нового образца. Также стоит отметить, что элементы блока окрашены в разные цвета, но при их замене следует учитывать не только цвет, но и номинал, указанный на корпусе.
- Произведите установку реле и ПП в обратной последовательности. Не забудьте подключить обратно аккумулятор.
Видео от Стаса Алексеева «Как определить выгоревший ПП»
В этом видео автор рассказывает, как определить визуально вышедший из строя элемент БП.
avtozam.com
схема расположения и замена, видео о том, как снять и поменять своими руками
Блоки предохранителей используются в автомобиле для защиты всех электрических цепей от скачков напряжения. Благодаря применению таких механизмов вероятность выхода из строя электрооборудования сводится к минимуму. В этой статье разберем предназначение старого и нового образца блока предохранителей ВАЗ 21099, а также рассмотрим самостоятельный процесс замены устройств.
Содержание
Открытьполное содержание
[ Скрыть]
Описание БП
Для начала рассмотрим описание монтажных блоков с предохранителями и реле на ВАЗ 21099 карбюратор или инжектор с высокой и низкой панелью. В девяносто девятых моделях ВАЗ может использоваться два типа щитков — нового и старого. Устройство, относящиеся к категории старого образца, имеют маркировку 17.3722. Эти девайсы оборудуются пальчиковыми предохранительными механизмами, выполненными в цилиндрическом корпусе. Они устанавливались инженерами на машины 1997 и ранних годов производства. Что касается блоков нового образца, то они ставились на транспортные средства, выпущенные после 1998 года. Эти изделия оборудуются П-образными предохранительными элементами.
Блоки нового образца на ВАЗ 21099 1999 и более поздних годов выпуска могут отмечаться маркировкой:
- 2114-3722010-60;
- 2114-3722010-10;
- 2114-3722010-18.
Где находятся БП и какова их схема?
Независимо от схемы электрооборудования на автомобиле с двигателем 8 или 16 клапанов, монтажные устройства находятся не в салоне, а в моторном отсеке машины, в районе ветрового стекла. Автомобили с разной системой подачи горючего (инжекторный или карбюраторный двигатель) могут оснащаться блоками предохранителей ВАЗ 21099 нового образца.
Схема БП старого типа
Для начала нужно показать электрическую схему девайса и рассказать об обозначениях предохранительных деталей в изделиях старого типа.
Схема девайса старого образца
Значения реле на схеме.
Номер | Расшифровка |
1 | Применяется для активации механизмов очистки передней оптики |
2 | Девайс, контролирующий работу системы времени промывки заднего стекла |
3 | Деталь, применяющаяся для защиты электроцепи источников освещения аварийной «сигналки» и поворотных огней |
4 | Дворники лобового стекла |
5 | Перемычки, монтирующиеся в месте реле контроля исправности источников света |
6 | Этот компонент используется для обеспечения рабочего состояния системы прогрева заднего стекла |
7 | Резервное реле |
8 | Устройство, обеспечивающее рабочее состояние световых источников дальнего освещения |
9 | Оптика ближнего света |
10 | Предохранительный элемент |
11 | Реле контроля рабочего состояния вентилирующего устройства системы охлаждения. Повреждение этого компонента приведет к перегреву автомобильного мотора |
12 | Обеспечивает рабочее состояние рулевого сигнала — клаксона |
Описание назначения предохранительных устройств в БП старого типа
БП нового образца
Коробка нового типа характеризуется несколько другой схемой. Тем не менее в ней также находятся все элементы для защиты электросистем и девайсов, в том числе прикуривателя и печки. Ниже разберем, какой предохранитель за что отвечает.
Что нужно знать об обслуживании и ремонте БП?
В плане обслуживания блоки неприхотливы. Автовладельцу рекомендуется периодически проверять рабочее состояние предохранительных элементов. Для этого нужно открыть крышку блока, расположенного в специальном отсеке за перегородкой, отделяющей салон машины от пространства под капотом. В случае когда обнаружили перегоревшие компоненты, эти детали подлежат замене. Если в наличии нет целого устройства для этого, то необходимо его приобрести. Устанавливать вместо предохранителя кусок проволоки не допускается. Это может привести к короткому замыканию, а также повреждению проводки и приборов.
Девайс находится в таком месте, где во время дождя может собираться влага. Вода, стекающая по лобовому стеклу автомобиля, попадает в отсек, в котором установлен блок. В этом отсеке есть специальное сливное отверстие для воды, но его наличие не всегда помогает избежать воздействия влаги на БП.
Если устройство плохо загерметизировано, жидкость может разрушить внутреннюю плату блока, что приведет к необходимости выполнения ремонта.
Канал ВАЗ 2109 опубликовал ролик, в котором подробно продемонстрирована процедура сборки предохранительного блока.
Как снять, разобрать и отремонтировать БП, если он вышел из строя в результате воздействия влаги:
- Откройте крышку изделия, предварительно выключив зажигание и сбросив клемму АКБ машины.
- Извлеките поочередно все детали и реле, вмонтированные в блок. Запомните их расположение или сфотографируйте БП, чтобы при установке ничего не перепутать. Учтите, предохранители номиналом 5 А нельзя менять на 15-амперные устройства.
- Открутите болты, которые крепят блок к кузову автомобиля. Механизм может быть дополнительно зафиксирован с помощью герметика. В таком случае необходимо удалить его остатки канцелярским ножом.
- После откручивания болтов вытащите блок из посадочного места. Для этого нужно отсоединить все штекеры с проводами, подключенные к нему.
- Когда блок будет на руках, визуально оцените состояние его платы. Длительное воздействие влаги может привести к образованию плесени на схеме. Нужно попробовать очистить плату блока сухой ветошью или специальным средством, которое можно приобрести в магазине. Поврежденные влагой контакты подлежат перепайке. Для этого потребуется паяльник с канифолью и оловом. После того как контакты заново будут спаяны, блок монтируется на место. Оцените также состояние штекеров на кабелях, подсоединяющихся к девайсу. Если на контакты разрушительно повлияла влага, их предстоит поменять.
- После монтажа девайса в посадочное место поставьте все детали, подсоедините аккумулятор и проверьте работу отремонтированного изделия.
Пользователь Иван Сайченко в своем ролике показал, как решить проблему, если в автомобиле ВАЗ 21099 полностью отказали все приборы и оборудование.
Процесс снятия и замены предохранителей
Ниже представлена подробная инструкция на тему, как произвести смену предохранительных устройств в разных блоках.
ВАЗ 21099 выпуска до 1998 года
Процедура замены выполняется так:
- Выключите зажигание в машине, откройте капот и ослабьте болт, фиксирующий минусовую клемму АКБ. После этого контакт от АКБ отсоединяется.
- Найдите место монтажаблока. Демонтируйте крышку, отжав фиксаторы, крепящие ее.
- На обратной стороне пластиковой накладки блока нанесена схема, где отмечено место расположения предохранительных деталей. По ней вы сможете понять, за что отвечают конкретные детали.
- Чтобы произвести смену реле, извлеките вышедший из строя элемент, раскачивая его вниз и вверх. Демонтируйте перегоревшую деталь и установите новое реле. При замене обязательно соблюдайте место установки контактов.
- Если необходимо поменять предохранительное устройство, то сначала рекомендуем определить причину его поломки. В случае когда деталь отработала свой срок службы, извлеките ее из посадочного места. Иногда причина заключается в скачках напряжения в бортовой сети. К примеру, если вы установили в прикуриватель тройник или разветвитель, то при подключении нескольких устройств, потребляющих много тока, может произойти перенапряжение. Это приведет к замыканию и перегоранию предохранителя. Необходимо избавиться от проблемы и только после этого менять устройство. При замене обязательно соблюдайте номинал.
- Установите на место крышку предохранительного блока, подключите минусовую клемму аккумуляторной батареи. Проверьте работоспособность оборудования.
Канал ВАЗ 2109 опубликовал ролик, в котором продемонстрирована процедура демонтажа блока на «Девятке». У модели ВАЗ 21099 процесс снятия будет выглядеть идентично.
ВАЗ 21099 выпуска после 1998 года
Процедура замены устройств на новых версиях блоков производится следующим образом:
- Отсоедините клеммы от аккумуляторной батареи, чтобы не допустить замыкания в процессе выполнения работ.
- Найдите место монтажа БП. Он монтируется там же, в моторном отсеке девяносто девятой модели. Демонтируйте черную крышку, чтобы получить доступ к деталям. Сами крепления крышки располагаются сбоку, рядом с крылом машины.
- На тыльной части крышки также есть схема. Осмотрите ее и определите сломавшуюся деталь, чтобы сменить на новую. Для снятия воспользуйтесь щипцами, которые находятся под крышкой БП в устройствах нового типа. Процесс снятия реле выполняется так же, как в случае с блоком старого образца. Необходимо руками извлечь перегоревшую деталь, раскачивая ее в разные стороны. Будьте аккуратны, чтобы не повредить контакты устройства.
- Поставьте в гнездо новую деталь.
- Подсоедините контакты батареи и проверьте работу всех приборов и устройств.
Руководство по замене блока старого образца на новый
Саму процедуру замены описывать не будем, поскольку она идентична той, которая выполняется при ремонте БП. Необходимо просто демонтировать устройство старой модели, заранее вытащив из него все детали и элементы. Если вы решили произвести смену устройства старого образца на новый, то должны учесть, что в блоках нового типа нет реле активации вентилятора охлаждения мотора.
Поскольку вентилятор охладительной системы при замене устройства будет функционировать всегда, следует выполнить несколько шагов, чтобы он включался только при необходимости:
- Отсоедините отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
- Найдите вентилирующее устройство. Оно располагается в районе крыльчатки.
- Извлеките из разъема питания вентилятора провод черного цвета, заизолируйте его.
- К вентилятору подключается датчик, который отправляет команды для его активации. От этого контроллера необходимо отсоединить провод черно-белого цвета и также заизолировать.
- На контроллере останутся две клеммы. Их нужно подключить к разъему питания вентилирующего устройства с помощью провода.
- Установите на место кабель с контактом от АКБ. Эти действия позволят обеспечить активацию вентилятора при необходимости.
Видео «Как отремонтировать блок, если не работает прикуриватель?»
Канал Цена / Качество предлагает в своем видео ознакомиться с процедурой ремонта монтажного блока в автомобиле ВАЗ 21099 в случае, когда девайс является причиной не рабочего состояния прикуривательного устройства.
autodvig.com
Ваз 21099 Основные неисправности электрооборудования
Чаще всего при повседневной эксплуатации автомобиля Ваз 21099 встречаются неисправности электрооборудования. По объективным причинам ремонт электрооборудования должны проводить квалифицированные специалисты автосервиса.
Если перегорел предохранитель Ваз 21099 — замените его, повторное перегорание того же предохранителя служит сигналом для немедленного обращения на автосервис.
Чтобы облегчить поиск неисправностей, приобретите схему электрооборудования Ваз 21099.
Если неисправность электрооборудования возникнет раньше, чем вы успеете купить электросхему, можно устранить мелкие неисправности самостоятельно, в чем вам поможет данный раздел.
Типы и расположение ламп в Ваз 21099
Монтажные блоки Ваз 21099
На автомобилях семейства Ваз 21099 применяются два монтажных блока предохранителей и реле — старый 17.3722 и с 1998 года новый 2114–3722010–60. Основное отличие — применение предохранителей нового типа: ножевых вместо цилиндрических и новых компактных реле.
Ваз 21099 монтажный блок предохранителей и реле типа 17.3722 (старого образца)
Схема монтажного блока Ваз 21099: 1. Реле включения очистителей фар (К6). 2. Реле времени омывателя заднего стекла (К1). 3. Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (К2). 4. Реле очистителя ветрового стекла (К3). 5. Контактные перемычки на месте реле контроля исправности ламп. 6. Реле включения обогрева заднего стекла (К10). 7. Запасный предохранитель. 8. Реле включения дальнего света фар (К5). 9. Реле включения ближнего света фар (К11). 10. Предохранитель. 11. Реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя (К9). 12. Реле включения звукового сигнала (К8).
Монтажный блок Ваз 21099 реле и предохранителей типа 2114–3722010–60 (нового образца)
Схема монтажного блока Ваз 21099 нового образца: K1. Реле включения очистителей фар. K2. Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации. K3. Реле очистителя ветрового стекла. K4. Реле контроля исправности ламп. K5. Реле включения стеклоподъемников. K6. Реле включения звуковых сигналов. K7. Реле включения обогрева заднего стекла. K8. Реле включения дальнего света фар. K9. Реле включения ближнего света фар Ваз 21099. F1–F16. Плавкие предохранители. F17–F20. Запасные предохранители.
Цепи, защищаемые плавкими предохранителями
№ предохранителя в монтажном блоке Ваз 21099 | Защищаемые цепи | |
17.3722 | 2114–3722010–60 | |
1 (8 А) | F9 (7,5 А) | Правая противотуманная фара |
2 (8 А) | F8 (7,5 А) | Левая противотуманная фара |
3 (8 А) | F1 (10 А) | Очистители фар (в момент включения). Реле включения очистителей фар (контакты). Клапан включения омывателя фар |
4 (16 А) | F7 (30 А) | Очистители фар (в рабочем режиме). Реле включения очистителей фар (обмотка). Электродвигатель вентилятора отопителя. Электродвигатель омывателя стекол. Моторедуктор очистителя заднего стекла. Реле времени омывателя заднего стекла. Клапаны включения омывателей ветрового и заднего стекол. Реле (обмотка) включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя. Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла. Контрольная лампа обогрева заднего стекла. Лампа освещения вещевого ящика |
5 (8 А) | F16 (15 А) | Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указания поворота). Контрольная лампа указателей поворота. Задние фонари (лампы света заднего хода). Моторедуктор и реле включения очистителя ветрового стекла. Обмотка возбуждения генератора (при пуске двигателя). Контрольная лампа падения уровня тормозной жидкости. Контрольная лампа падения давления масла. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора. Контрольная лампа стояночного тормоза. Лампа светового табло “SТОР”. Указатель температуры охлаждающей жидкости. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва. Вольтметр |
6 (8 А) | F3 (10 А) | Задние фонари (лампы стоп-сигнала). Плафон освещения салона |
6 (8 А) | F6 (30 А) | Электростеклоподъемники передних дверей. Реле включения электростеклоподъемников |
7 (8 А) | F10 (7,5 А) | Фонари освещения номерного знака. Подкапотная лампа. Лампы освещения приборов. Контрольная лампа наружного освещения. Табло подсветки рычагов отопителя. Лампа освещения прикуривателя |
8 (16 А) | F5 (20 А) | Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле его включения (контакты). Звуковой сигнал и реле его включения |
9 (8 А) | F10 (7,5 А) | Левая фара (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный свет) |
10 (8 А) | F11 (7,5 А) | Правая фара (габаритный свет). Правый задний фонарь (габаритный свет) |
11 (8 А) | F2 (10 А) | Указатели поворота и реле-прерыватель аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации). Контрольная лампа аварийной сигнализации |
12 (16 А) | F4 (20 А) | Элемент обогрева заднего стекла. Реле (контакты) включения обогрева заднего стекла. Штепсельная розетка переносной лампы. Прикуриватель |
13 (8 А) | F15 (7,5 А) | Правая фара (дальний свет) |
14 (8 А) | F14 (7,5) | Левая фара (дальний свет). Контрольная лампа включения дальнего света фар |
15 (8 А) | F13 (7,5 А) | Левая фара (ближний свет) |
16 (8 А) | F12 (7,5 А) | Правая фара (ближний свет) |
Специализированные реле Ваз 21099
Обозначение | Назначение | Маркировка | |
Блок 17.3722 | Блок 2114–3722010–60 | ||
К1 | Реле времени омывателя заднего стекла | 452.3747 | — |
К2 | Реле указателей поворота и аварийной сигнализации | 493.3747 | 495.3747 |
К3 | Реле очистителя ветрового стекла | 522.3747 | 526.3747 |
К4 | Реле контроля исправности ламп | — | 4412.3747 |
Электросхемы Ваз 21099
Для проведения ремонтных работ по предыдущим разделам можно воспользоваться приведенными ниже поясняющими электросхемами Ваз 21099.
Электро схема бесконтактной системы зажигания Ваз 21099:
Система управления электромагнитным клапаном карбюратора Ваз 21099: 1. Концевой выключатель карбюратора. 2. Электромагнитный клапан карбюратора. 3. Монтажный блок. 4. Выключатель зажигания. 5. Реле зажигания. 6. Блок управления. 7. Катушка зажигания Ваз 21099. А. К выводу “30” генератора. Б. Нумерация штекеров в блоке управления.
Схема соединений генератора Ваз 21099: 1. Генератор. 2. Отрицательный вентиль. 3. Дополнительный диод. 4. Положительный вентиль. 5. Контрольная лампа разрядки аккумуляторной батареи. 6. Комбинация приборов. 7. Вольтметр. 8. Монтажный блок. 9. Дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт. 10. Реле зажигания. 11. Выключатель зажигания. 12. Аккумуляторная батарея. 13. Конденсатор. 14. Обмотка ротора. 15. Регулятор напряжения Ваз 21099.
Схема включения электродвигателя вентилятора Ваз 21099 системы охлаждения двигателя на автомобилях с монтажным блоком типа 17.3722: 1. Электродвигатель вентилятора. 2. Датчик включения электродвигателя. 3. Монтажный блок. 4. Выключатель зажигания. К9. Реле включения электродвигателя вентилятора. А. К выводу “30” генератора.
Схема соединений стартера Ваз 21099: 1. Реле включения стартера. 2. Монтажный блок. 3. Выключатель зажигания. 4. Генератор. 5. Аккумуляторная батарея. 6. Стартер. а. Втягивающая обмотка. б. Удерживающая обмотка.
Схема включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя на автомобилях Ваз 21099 с монтажным блоком типа 2114–3722010–60: 1.
remocars.ru
№ пр-ля | Сила тока, А | Приборы защищаемой цепи |
F9 | 7,5 | Правая противотуманная фара |
F8 | 7,5 | Левая противотуманная фара |
F1 | 10 | Электродвигатели фароочистителей (в момент включения) |
F7 | 30 | Электродвигатели фароочистителей (в режиме работы) |
F16 | 15 | Указатели поворота, реле-прерыватель указателей поворота и аварийной
сигнализации (в режиме указания поворота) |
F16 | 15 | Контрольная лампа аварийного давления масла |
F3 | 10 | Задние фонари (лампы сигнала торможения) |
F6 | 30 | Электродвигатель стеклоподъемников, реле включения электростеклоподъемников |
F10 | 7,5 | Фонари освещения номерного знака |
F5 | 20 | Электродвигатель вентилятора охлаждения радиатора и реле его включения
(контакты) |
F11 | 7,5 | Правая фара (габаритный свет) Правый задний фонарь (габаритный свет) |
F2 | 10 | Указатели поворота, реле-прерыватель указателей поворота и аварийной
сигнализации (в режиме аварийной сигнализации) |
F4 | 20 | Нагревательный элемент обогрева заднего стекла |
F15 | 7,5 | Правая фара (дальний свет) |
F14 | 7,5 | Левая фара (дальний свет) |
F13 | 7,5 | Левая фара (ближний свет) |
F12 | 7,5 | Правая фара (ближний свет) |
1 | 8 | Резервный |
2 | 8 | Резервный |
3 | 8 | Электродвигатели фароочистителей в момент включения) |
4 | 16 | Электродвигатели фароочистителей (в режиме работы) |
5 | 8 | Указатели поворота, реле-прерыватель указателей поворота и аварийной
сигнализации (в режиме указания поворота) |
6 | 8 | Задние фонари (лампы сигнала торможения) |
7 | 8 | Фонари освещения номерного знака |
8 | 16 | Электродвигатель вентилятора охлаждения радиатора и реле его включения
(контакты) |
9 | 8 | Левая фара (габаритный свет) |
10 | 8 | Правая фара (габаритный свет) |
11 | 8 | Указатели поворота, реле-прерыватель аварийной сигнализации (в режиме
аварийной сигнализации) |
12 | 16 | Нагревательный элемент обогрева заднего стекла |
13 | 8 | Правая фара (дальний свет) |
14 | 8 | Левая фара (дальний свет) |
15 | 8 | Левая фара (ближний свет) |
16 | 8 | Правая фара (ближний свет) |
vaz-sputnik.ru
Монтажный блок ВАЗ 21099: неисправности, способы устранения
Электрооборудование в любом автомобиле устроено так, что все важные элементы взаимосвязаны между собой и объединены в одну цепь. Основными звеньями в этой цепи являются аккумулятор, генератор и монтажный блок. Причем монтажный блок ВАЗ 21099 служит защитником всей электроцепи.
Вернуться к оглавлению
Неисправности монтажного блока и их устранение
Вот так выглядит этот блок
Коробка предохранителей может отличаться по году выпуска и, соответственно, по серийному номеру. Естественно, больше всего отличаются между собой ВАЗ 21099 инжектор и ВАЗ 21099 карбюратор. Схема ВАЗ 21099: монтажный блок имеет вентилятор охлаждения радиатора, который подключается разными способами.
Неисправности монтажного блока на автомобиле ВАЗ 21099.
- Перегорание предохранителей. Проблема решается обычной заменой перегоревшего предохранителя на новый. Но иногда требуется заменить весь блок. Снять старый и установить новый не составляет особого труда. Главное здесь — изучить пошаговую инструкцию и руководствоваться ею.
- Поломка реле. Если замена предохранителей не помогает справиться с проблемой, то прежде чем проверять всю цепь питания, необходимо убедиться в исправности реле. На автомобилях ВАЗ 21099 ремонт реле занимает немного времени, так как деталь легко снимается и не требует пайки.
- Непригодность токопроводящих дорожек. Выявить причину поломки в токопроводящих дорожках достаточно трудно. Проблему устраняют опытные электрики, так как любое ошибочное действие может стать привести к выходу из строя всего монтажного блока.
- Повреждения контактов. Коррозия, загрязнение относятся к простым проблемам. Достаточно почистить контакты монтажного блока, чтобы все заработало. Но если контакт отломился, даже пайка не сможет его спасти. Здесь решение только одно — заменить весь блок предохранителей.
Предохранители монтажного блока на машине ВАЗ 21099 отвечают также за безопасную работу аккумулятора и генератора.
Аккумулятор и генератор — это 2 источника тока в автомобиле. Аккумулятор подает ток к выключенным узлам машины. Первым делом он позволяет запустить стартер, который в свою очередь запускает двигатель. Генератор работает во время функционирования мотора и заряжает аккумулятор. Таким образом, аккумулятор и генератор плотно взаимодействуют между собой, обеспечивая качественную эксплуатацию автомобиля.
В любом автомобиле монтажный блок море предназначен для объединения всей электропроводки. Предохранители защищают электрооборудование от неисправностей, связанных с коротким замыканием или резким скачком напряжения.
Вернуться к оглавлению
Электросхемы ВАЗ 2109
«Девятки» делятся на те, что были выпущены до 1998 года, и на те, что после. Соответственно, машины тогда комплектовались разными монтажными блоками предохранителей. На первых моделях маркировка была 17.3722. Конструктивно блок состоит из корпуса с крышкой и инженерной платы, к которой припаяны контакты проводов, куда вставляются предохранители и реле.
На новых моделях «девятки», а также на всех вариантах семейства Самара 2 устанавливался узел нового образца с маркировкой 2114-3722010-60. Главная особенность заключается в наличии плавких предохранителей. На тип установленного монтажного блока не влияет разновидность впрыска топлива, инжектор или карбюратор, а значит, монтажные блоки на разных типах двигателя могут быть идентичными.
Блок находится в моторном отсеке, рядом с моторедуктором стеклоочистителей, со стороны водителя. В зависимости от маркировки блоки отличаются друг от друга расположением деталей, силой тока и отсутствием в новом блоке реле электродвигателя вентилятора СОД, а также реле времени стеклоомывателя на заднем стекле.
Вернуться к оглавлению
Демонтирование монтажного блока
Когда выходит из строя электрооборудование, всегда нужно начинать поиск с проверки предохранителей и реле. Однако также надо помнить, что перегорают они сами по себе редко, всегда есть причина. Если ее не устранить, после замены новый предохранитель быстро перегорит. Снять и заменить реле или предохранитель может каждый, здесь не нужны особые навыки.
Алгоритм действий.
- Открыть капот и снять минусовую клемму с аккумулятора (это нужно делать при любой работе с электрооборудованием, чтобы не допустить замыкания).
- Отжать фиксаторы крышки и снять её.
- На обратной стороне крышки находится схема расположения каждого предохранителя и реле. По этой схеме или по приведенным выше таблицам найти нужную деталь.
- Специальными щипцами извлечь перегоревший элемент и установить на его место исправный.
Что касается реле, то их легко достать рукой. Определить неисправный предохранитель несложно. Визуально можно обнаружить металлическую нить внутри. Если она расплавлена, он неисправен. Оплавляясь, нить разрывает электрическую цепь. Таким образом, электрооборудование не перегорает от короткого замыкания или высокого напряжения. После замены надо установить крышку на место, подсоединить минусовую клемму и проверить работоспособность нужного элемента электрооборудования.
Вернуться к оглавлению
Поломки аккумулятора и генератора
Генератор на автомобиле
При неисправности аккумулятора или генератора в первую очередь проверяют целостность отвечающих их работу предохранителей в монтажном блоке.
Если генератор на ВАЗ 21099 не дает зарядку, этому могут быть следующие причины.
- Выход из строя подшипника. О данной проблеме свидетельствует посторонний шум во время работы генератора. Устранить неполадку достаточно просто. Нужно снять генератор, разобрать его, сменить подшипник, снова собрать и установить на место.
- Разрыв ремня, которым генератор соединяется с двигателем. Длительное использование автомобиля приводит к износу ремня, и он в итоге может оборваться. Заменить ремень можно практически в полевых условиях, и это не занимает много времени.
- Уменьшение напряжения на «выходе». Об этой неисправности хозяина ВАЗ 21099 должна оповестить загоревшаяся лампа на приборной панели. Причиной могут стать износившиеся щетки или нарушения контакта обмотки с ротором. Устранение проблемы зависит от того, что ее вызвало.
- Возрастание напряжения на «выходе». По этой причине, как правило, сгорают предохранители. А виной тому выход из строя диодного моста генератора.
Часто владельцы ВАЗ 21099 сталкиваются с такой проблемой: генератор не дает зарядку на аккумуляторную батарею. Обычно это связано с проводной системой, идущей от генератора к аккумулятору.
Если генератор не дает зарядки, для выявления неисправности необходим специальный мультиметр. Этот аппарат измеряет напряжение. Если аккумулятор получает зарядку, то на приборе появляются цифры от 13,4 до 14,6. Если же генератор не дает ее, то напряжение на мультиметре будет составлять ровно 12 В.
Устранить проблему отсутствия заряда в аккумуляторной батарее от генератора можно несколькими способами.
- Натяжение ремня. Нельзя допускать излишнего провисания ремня. Если ремень не удается натянуть так, как нужно, стоит просто заменить его на новый.
- При износе щеток осуществляют их замену.
- Если причина в предохранителе, его следует заменить в монтажном блоке. За генератор отвечает предохранитель под номером F10.
Если причиной всех неисправностей генератора, аккумулятора и других звеньев электроцепи являются перегоревшие предохранители в монтажном блоке, их нужно заменить на новые.
Для этого следует открыть крышку блока, при помощи специального пинцета вынуть из своих ячеек перегоревшие предохранители, а на их место установить рабочие. Следует учитывать напряжение каждого предохранителя и менять детали на точно такие же. Они, как правило, разного цвета, имеют напряжение от 1 до 100 А, но основными являются предохранители на 5-30 А.
Для выявления перегоревшего предохранителя необходимо просто посмотреть на него на свет. Через прозрачный корпус будет заметна перегоревшая перемычка.
Вернуться к оглавлению
Особенности обслуживания монтажного блока
Иногда в автомобиле требуется полная замена неисправного монтажного блока. С этим делом легко можно справиться своими силами. Достаточно обзавестись требуемым инструментом, схемой и получить необходимые знания.
В автомобилях ВАЗ 21099 монтажный блок меняется в несколько действий.
- Открутить и снять крышку.
- Снять кожух с колодки (с проводами), затем отсоединить и саму колодку.
- Открутить непосредственно сам блок, приподнять его и отсоединить все колодки на нем. На этом этапе желательно запоминать или схематично зарисовывать, что откуда отсоединяется.
- Теперь новый блок устанавливается на место старого, все провода подсоединяются по схеме.
Ремонт блока предохранителей
Из-за того, что на автомобиле ВАЗ 21099 блок предохранителей находится в очень неудачном месте и часто причиной его неисправности является намокание, нужно особо внимательно следить за защитой узла от влаги. Что делать, чтобы не допустить намокания?
- Содержать систему в чистоте, периодически удалять забившиеся листья и прочий мусор из сливного отверстия рядом с монтажным блоком.
- Тщательно загерметизировать пластиковую перегородку над блоком.
- Затянуть крепления на блоке предохранителей.
- Накрыть блок подручными средствами. Например, можно использовать кусок камеры или разрезанную вдоль 5-литровую бутыль из-под воды.
Надежная защита монтажного блока избавит от поломок и быстрого износа и остальные узлы электроцепи. Все элементы автомобиля между собой взаимосвязаны. И генератор, и аккумуляторная батарея, и стартер — все они могут испортиться и требовать замены по причине выхода из строя монтажного блока.
Вернуться к оглавлению
Мнение эксперта
Руслан Константинов
Подробнее об эксперте
Руслан Константинов – опыт профессионального ремонта автомобилей 10 лет. Окончил Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова по специальности «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ». Специализация работ разная, от диагностики и ремонта двигателей и трансмиссии до консультации по приобретению расходных материалов. Опыт работ по ремонту электронных узлов.
Не все автовладельцы, особенно новички, знают, что, помимо предохранителей и реле в монтажном блоке под капотом, есть ещё несколько элементов в салоне. Находятся они под центральной консолью. Чтобы добраться до них, нужно снять боковую крышку со стороны переднего пассажира. За ней можно увидеть несколько предохранителей и реле. Отвечают они за работоспособность и защиту электронного блока управления двигателем, топливного насоса и некоторых других важных элементов электрооборудования автомобиля. Скрыты они, по-видимому, из-за важности оборудования, которое может стать неисправным после неумелых действий неопытных автомобилистов.
expertvaz.ru
Какой предохранитель габаритов 2108, 2109
Габариты (огни наружного освещения) автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 запитываются через предохранитель №9(8А), №10(8А) в монтажном блоке 17.3722 или F10(7,5А), F11(7,5А) в монтажном блоке 2114.
При этом габариты правой стороны «висят» на предохранителях №10 (F11), левой стороны на №9 (F10).
Какой предохранитель идет на габариты ВАЗ 2108, 2109, 21099?
Расположение предохранителя №9 и №10 в монтажном блоке 17.3722 (пальчиковые предохранители)
См. фото в начале статьи.
Расположение предохранителя F10 и F11 в монтажном блоке 2114 (ножничные предохранители)
Как проверить предохранитель?
— Заменяем его заведомо исправным и проверяем работают ли габариты.
Как быстро проверить исправность электрической цепи габаритов?
- Подключаем контрольную лампу одним выводом к предохранителю другим к массе и включаем габариты. Если цепь исправна, лампа загорится.
- Подключаем вольтметр одним щупом к предохранителю, другим на массу и включаем габариты. Если цепь исправна, вольтметр покажет напряжение не менее 12 v.
- Используем отрезок провода. Один его конец прижимаем к предохранителю, другим концом касаемся «массы». Включаем габариты. Если ток есть — будет искра между «массой» и проводом (только для ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторным двигателем).
Примечания и дополнения
— На автомобилях ВАЗ 2108, 2109 первых годов выпуска габариты включались отдельно по правому борту и отдельно по левому. Включался габаритный свет при помощи отдельного переключателя.
— Схема включения габаритных огней ВАЗ 2108, 2109, 21099
Схема включения наружного освещения («габаритов») ВАЗ 2108, 2109, 21099Еще статьи по габаритам автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и др.
Не горят габариты ВАЗ 2108, 2109, 21099 Габариты автомобилей ВАЗ 2113, 2114, схема подключения Выключатель габаритов ВАЗ 2108, 2109, 21099 Схема включения наружного освещения (габаритных огней) автомобиля Нива 21213 Перегорает предохранитель, причины, диагностика неисправности Коммутация реле и предохранителей монтажного блока 17.3722 ВАЗ 2108, 2109, 21099twokarburators.ru
Замена монтажного блока на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
Добро пожаловать!
Монтажный блок – на автомобилях семейства Самара использовалось всего два блока, первый блок ставился на карбюраторные автомобили и применялся в плоть до 1998 года (Носил индекс он «17.3722»), после же 1998 года когда автомобили семейства Самара начали уже переводить на инжекторную систему впрыска, начал применяться другой монтажный блок от автомобиля ВАЗ 2114 и индекс он носил похожий с маркой автомобиля («2114–3722010–60» он маркировался), отличались два этих блока типами реле (Они были более маленькие на новом блоке и более компактные) и предохранителями (на старом блоке использовались цилиндрические предохранители как на классике, для наглядности цилиндрические предохранители на фото ниже можно увидеть, на новом же они были уже флажковые).
Примечание!
Для того чтобы произвести замену блока на новый, много инструментов вам не нужно главное: Головками накидными запаситесь, к ним удлинитель приобретите, так же отвёртку на всякий случай (Подковырнуть ей монтажный блок в случае чего), ну и гаечный ключ ещё возьмите чтобы отвернуть гайку крепления минусового провода на клемме!
Краткое содержание:
Где находиться монтажный блок?
На всех автомобилях Самарского семейства (Не важно какой двигатель установлен, так же важна марка автомобиля то есть ВАЗ 2109 или ВАЗ 2114) блок находиться в одном и том же месте, для того чтобы его увидеть его капот поднимите у автомобиля и посмотрите под лобовым стеклом, он на фото для наглядности стрелкой указан (Но там крышка верхняя снята с блока, а у вас она будет поэтому учтите это).
Когда нужно менять монтажный блок?
Его на новый образец можно поменять (С флажковыми предохранителя), можно вообще никогда не менять и постоянно ездить на старом, но электроника вить вещь тонкая и со временем (С годами) контакты пригорают, окисляются и портятся, особенно если машина хранится не в гараже а на улице (Как правило на улицы большая влажность, от которой вся электроника то и страдает) то проблемы с монтажным блоком у вас всё же рано или поздно начнутся, могут предохранители постоянно перегорать, кроме этого в том месте где контакты окислены будет повышено тепло в связи с которым блок по не многу будет у вас расплавляться, появиться ещё проблема с электроникой (К примеру предохранитель у вас стоит и он целый, а вся цепь на который идёт предохранитель не работает) в этом случае возможно контакты отошли (Если вы умеете паять, то можете не менять блок а просто разобрать его и припаять все контакты по схеме которую можно найти по фотографиям в интернете).
Как заменить монтажный блок на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
Снятие:
В том чтобы снять монтажный блок нет ничего сложного, в начале отщёлкните все защёлки которые крепят крышку блока (см. фото 1) и после чего снимите её, теперь переходите к отсоединению верхней колодки проводов как это показано на втором рисунке, а когда колодка будет вынута по бокам блока отверните две гайки которые его крепят на кузове (При помощи накидной головки и удлинителя отворачивайте их), ну и завершение чуть приподнимите блок (см. фото 4) и от обратной его стороны отсоедините все колодки проводов которые препятствуют его снятию, но прежде чем каждую колодку отсоединять рекомендуем на них и в тех местах куда они у вас будут подсоединяться сделать метки того, куда какая колодка подсоединяется, это делается для того чтобы при установке вы не запутались какой провод куда идёт.
Примечание!
Кстати когда монтажный блок будет снят, под ним ещё вы найдёте уплотнительную прокладку, так вот смотрите чтобы она была в приемлемом состоянии и не имела сильных трещин и тем более разрывов, так как если она будет пропускать воду (А вода туда попадает) то есть вероятность того что вода на контакты попадёт, в связи с чем это может привести к короткому замыканию (Если провода будут оголены) и возгоранию или выходу из строя данной электрической цепи (То есть если сгорит провод идущий к примеру на ближний свет на левой фаре, то пока вы его не замените, то на левой фаре у вас ближний свет гореть не будет)!
Установка:
Новый блок на своё место устанавливается точно так же как и снимается, просто операция в обратном порядке снятию в этом случае должна производиться.
Дополнительный видео-ролик:
Если вам надоел блок старого образца (У него просто предохранители очень часто выпадают или контачат плохо, в связи с этим какая либо электрическая цепь, к примеру ближней свет на левой фаре то горит то нет из-за этого самого плохого контакта), то есть можно заменить на нового образца но его цена не такая уж и маленькая (Смотря как вы зарабатываете) или можно из старого переделать в блок нового образца, то есть предохранители уже на вашем будут использоваться не цилиндрические а нормальные флажковые, которые имеют очень плотное прилегания и проблем с электроникой у вас уже такой не будет, более подробно про эту переделку, смотрите в подробном ролике ниже:
vaz-russia.com