расшифровка для легковых автомобилей, обозначение дисков
Замена дисков на автомобили для опытных водителей – обычное дело, потому что при эксплуатации «железного коня» свыше 5 лет колёса изнашиваются и требуют утилизации. Однако те новички, которые сталкиваются с выбором новых дисков впервые, часто оказываются в недоразумении и задаются вопросом, а какую же размерность нужно приобрести, чтобы она подошла на ступицы и не мешала комфортной эксплуатации авто. Так, все производители дисков маркируют свои изделия в соответствии с международной системой обозначения размерности.
Как маркируются диски на легковые авто
Многие автолюбители, ставшие недавно обладателями своих первых «железных коней», нередко задаются целью изучить, что такое маркировка дисков – расшифровка для легковых автомобилей. Как правило, все диски, вне зависимости от способа их изготовления, то есть штампованные, литые или кованые, маркируются одними и теми же символами, которые умещаются в одной строке и обозначаются в следующих местах на изделии:
Маркировка на литых колёсных дисках- Если говорить о штамповке, то, как правило, надпись можно видеть либо на наружной части обода, либо с внутренней стороны изделия, и выполняется она при помощи струйного плоттера без каких-либо рельефностей.
- Как маркируются диски на легковые автомобили? Когда речь идёт о кованых или литых изделиях, то маркировка колесных дисков всегда ставится на решётке с изнаночной стороны колеса, а именно на спицах, и выполняется она в виде рельефной пайки из стали, идентичной по своему составу с материалом диска, методом штампа.
Важно!
Любой оригинальный колёсный диск, выпущенный на заводе под популярным брендом, должен содержать в себе маркировку автодисков и ее расшифровку, по которой автолюбитель подбирает его для установки на ступицу, а также приобретает шины требуемой размерности.
Обозначение дисков колес – расшифровка систематизирована на международном уровне на протяжении уже нескольких десятков лет, и каждый эксперт, вне зависимости от страны-производителя колеса, всегда сможет рассказать о совместимости, характеристиках и допустимых размерных отклонениях для данного изделия.
Маркировка на штампованных колёсных дискахШирина и радиальность диска
Маркировка литых дисков, как правило, представляет собой приведённые ниже показатели.
Главный параметр, на который обращают внимание все автолюбители, – это ширина и радиальность изделия, фиксируемые в виде цифрового и буквенного кода, например, 6J x 15, что означает следующие размерные показатели:
- Первая цифра – 6 – это ширина обода колеса в дюймах. Именно по этому параметру подбирается размерность покрышки. В соответствии с таблицей об отклонениях размеров резина может быть больше или меньше данного параметра, но не более чем на 10 мм.
- Буква J – показатель формы кромки обода колеса, в соответствии с которым определяется посадочная зона для резины, а также тип её кромок. Данная характеристика называется формой закраины и, за исключением J, может также быть JJ, JK, B, K и т. д., однако для современных легковых авто первый пример наиболее популярен.
- Строчная буква «х» – это единое обозначение дисков, а именно всех цельнолитых или штампованных изделий, то есть она характеризует их неразборность. Так, во многих случаях, когда невозможно произвести демонтаж покрышки из-за слишком массивного материала, особенно на грузовиках, то диск производится в разборном варианте. Если колесо состоит из нескольких частей, символ «х» заменяется на «-».
- Последний показатель, в случае примера – число «15», обозначает диаметр изделия в дюймах, либо его радиальность, которая должна быть идентична такому же показателю на шине. Многие автолюбители неверно называют эту величину радиусом, однако это совсем не так. Наиболее ходовые параметры радиальности диска – от 12 до 21 дюйма, этот размер принимается без учёта закраин диска.
Важно!
Выбирая колёсный диск, автолюбитель всегда может ознакомиться в каталоге или в интернете со всеми допустимыми показателями ширины и радиальности на своё авто.
Вылет колёсного диска
Следующий немаловажный показатель в той же строке с маркировкой изделия – это вылет колёсного диска – ЕТ, который обозначает расстояние в миллиметрах от точки крепления колеса к ступице до проекции привалочной плоскости. Этот показатель, как правило, имеет следующие особенности:
- Показывает положение колеса под колёсной аркой, то есть насколько оно утоплено под неё. Чем больше ЕТ, тем глубже диск сидит под автомобилем и наоборот – чем меньше ЕТ, тем сильнее он выглядывает за пределы кузова.
- Для спортивных автомобилей с высокими динамическими характеристиками или для полноразмерных внедорожников, преодолевающих труднодоступные участки трассы с большим количеством препятствий, очень важна устойчивость транспортного средства. Именно поэтому в таких случаях показатель ЕТ может быть отрицательным, и колесо значительно выступает из-под колёсных арок. Записывается эта величина как ЕТ-20, ЕТ-15 и т. д., где под знаком «-» подразумевается как раз отрицательный вылет, а число показывает это расстояние в миллиметрах.
- Автомобили среднего класса, городские кроссоверы или иные категории транспортных средств, способные развивать значительную скорость и предназначенные для комбинированной езды по плохим дорогам и в городе, нередко имеют так называемый нулевой вылет. Это означает, что колесо находится заподлицо с кузовом и одновременно обеспечивает автомобилю повышенную устойчивость и не пачкает боковые части автомобиля, а также не оказывает непроектную нагрузку на ступицу, полуось, суппорты и амортизаторы. Записывается это значение как ЕТ0.
- Чаще всего на практике встречается, что автомобили – седаны, универсалы, вне зависимости от класса и производителя, имеют положительные вылеты, то есть размерность ЕТ составляет от 5 до 50 мм и больше на эксклюзивные марки авто. Как правило, для компактных седанов или универсалов, а также для «железных коней» бизнес класса, распространённых практически в каждом большом городе, данный показатель колеблется от ЕТ22 до ЕТ42.
Важно!
Чтобы выбрать необходимый вылет диска, водителю следует ознакомиться с предыдущей размерностью своего колеса, подлежащему замене, после чего сравнить эти данные с тем диском, который планируется к покупке. В случае ошибочного выбора водитель рискует передать слишком большие нагрузки на ступицу и подвеску. После этого срок их эксплуатации существенно сократится, либо новый автомобиль утратит гарантию.
Из предыдущих обозначений размерности колёс видно, что каждый параметр может иметь незначительное отклонение практически для всех марок авто. Это означает, что диск с размерностью 6,5J x 15 ET35 может быть заменён на диапазон параметров 6J – 7J x 15 ET 32 – 42, и, скорее всего, все эти размеры при условии правильного подбора шин подойдут под колёсные арки конкретного автомобиля.
Разболтовка диска на 4 шпилькиПоказатели сверловки и разболтовки диска
Все перечисленные выше показатели в узких диапазонах могут быть заменены аналогами, так как отклонение в -2 см особо не влияет ни на скоростные качества транспортного средства, ни на непроектные нагрузки на посадочный узел, и автомобиль может эксплуатироваться с шириной колеса 6J даже если производитель советует 5,5J.
Наиболее важной размерностью здесь является диаметр посадочного отверстия, или сверловка.
Так, в зависимости от класса автомобиля, производителя, модели, класса и прочих параметров, это отверстие может иметь абсолютно разный диаметр, и наиболее популярные из них приведены в таблице. В ней также имеются сведениями о разболтовке, которая обозначается как 4х98, 5х110 и т. д., где первая цифра означает количество шпилек на ступице, соответственно, 4, 5 шт., а вторая – длину в миллиметрах каждой из них.
Таким образом, показатели сверловки и разболтовки на наиболее популярные марки авто приведены ниже.
№ пп | Модель и модификация авто | Сверловка, d, мм | Разболтовка, кол-во х мм |
1 | Audi A4 | 57,1 | 5 х 112 |
2 | Audi A6 | 66,5 | 5 х 112 |
3 | Audi Q7 | 66,5 | 5 х 112 |
4 | BMW 3 | 72,6 | 5 х 120 |
5 | BMW 5 | 66,6 | 5 х 112 |
6 | BMW X5 | 74,1 | 5 х 120 |
7 | Citroen Evasion | 58,1 | 4 х 108 |
8 | Citroen Xantia | 65,1 | 5 х 98 |
9 | Daewoo Nexia | 56,6 | 4 х 100 |
10 | Daewoo Matiz | 56,6 | 4 х 100 |
11 | Dodge Caliber | 67,1 | 5 х 114,3 |
12 | Fiat Bravo | 58,1 | 4 х 98 |
13 | Ford Focus | 63,4 | 5 х 108 |
14 | Ford Mondeo | 63,4 | 5 х 108 |
15 | Ford Explorer | 70,6 | 5 х 114,3 |
16 | Honda Civic | 64,1 | 5 х 114,3 |
17 | Honda Jazz | 64,1 | 5 х 114,3 |
18 | Honda CRV | 64,1 | 5 х 114,3 |
19 | Hyundai Accent | 54,1 | 4 х 100 |
20 | Hyundai Sonata | 66,1 | 5 х 114,3 |
21 | Kia Ceed | 67,1 | 5 х 114,3 |
22 | Kia Sportage | 67,1 | 5 х 114,3 |
23 | MercedesBenz A-Klasse | 66,6 | 5 х 112 |
24 | MercedesBenz E-Klasse | 66,6 | 5 х 112 |
25 | MercedesBenz ML-Klasse | 66,6 | 5 х 112 |
26 | Mitsubishi Lancer | 67,1 | 5 х 114,3 |
27 | Mitsubishi Pajero | 67,1 | 6 х 139,7 |
28 | Nissan Almera | 66,1 | 4 х 114,3 |
29 | Nissan Maxima | 66,1 | 5 х 114,3 |
30 | Nissan Patrol | 78,1 | 6 х 139,7 |
31 | Toyota Corolla | 60,1 | 5 х 114,3 |
32 | Toyota Camry | 60,1 | 5 х 114,3 |
33 | Toyota Land Cruiser 200 | 110 | 5 х 150 |
34 | Volkswagen Golf | 57,1 | 5 х 112 |
35 | Volkswagen Tiguan | 66,5 | 5 х 112 |
Важно!
Использование этой таблицы, как правило, помогает водителю не ошибиться в данных показателях. Сразу следует сказать, что отличия в сверловке или разболтовке относительно требуемых заводом показателей приводит к тому, что транспортное средство нельзя эксплуатировать без риска его поломки, что также представляет собой опасность для жизни и здоровья водителя.
Все приведённые выше показатели складываются в единую маркировку изделия, которая может быть записана как 5,5J x 14 ET45 5×100 d58,1 или 7J x 17 ET22 5×114,3 d66,1, и каждый буквенный либо цифровой показатель здесь приведён в описании выше.
Таким образом, сложные и никому непонятные обозначения не расшифровываются без участия профессионалов, однако, как показывает практика, при наличии таблиц и обозначения каждого численно-буквенного кода данная процедура очень проста и под силу каждому автолюбителю. Кроме того, опытные водители, сменившие на своём веку уже не одно транспортное средство, знают все эти шифры наизусть, потому что типоразмеров для конкретной марки авто не так уж и много, как это может показаться на первый взгляд.
Отрицательный вылетПрочие варианты маркировки колесных дисков и расшифровка их обозначений
Кроме приведённых выше обозначений можно также встретить такие показатели размерности, как, например, 6J x 15 h3, что преимущественно характерно для штампованных изделий, и водители нередко спрашивают, как можно корректно прочитать данную надпись.
Данный код имеет следующие смысловые характеристики, приведённые ниже:
- 6J нужно расшифровывать по аналогии с предыдущим примером – это ширина диска в дюймах и форма его борта для выбора резины.
- 15 – радиальность изделия, назначаемая в зависимости от технических характеристик транспортного средства и подходящая под габариты колёсных арок автомобиля. Выражается в дюймах как диаметр изделия без учёта верхних бортиков.
- Н2 – обозначение количества хампов, а именно величина означает наличие двух уплотнительных кольцевых прокладок, которые нужны для более плотного прилегания бескамерной покрышки.
Важно!
Достаточно часто на литом или штампованном изделии можно увидеть особую маркировку дисков, которая является индивидуальной для конкретного производителя. Так, например, если потенциальный покупатель видит в самом конце строки код С046 или какие-то подобные числовые и буквенные записи, это может означать артикул изделия или его порядковый номер в систематизированном каталоге производителя.
Каждый водитель, собирающийся в ближайшее время менять колёсные диски на своём автомобиле, должен детально ознакомиться с полной маркировкой автомобильных дисков. После этого он открывает руководство по эксплуатации авто либо находит в интернете его технические характеристики, и он должен понимать, что у него есть выбор – поставить такое же, например, штатное колесо с идентичными параметрами либо изучить допустимый диапазон размеров и выбрать изделие среди них.
При этом неизменными останутся лишь показатели разболтовки и сверловки, а остальные характеристики могут незначительно поменяться. Так, например, обладатель кроссовера, у которого в базовой комплектации стояли диски с радиальностью 17 и резина с профилем 45 мм, как правило, не доволен своим «железным конём» при эго эксплуатации по мягкой грязи или снегу. Таким образом, выбирая радиальность 16 дюймов, он имеет возможность увеличить профиль до 55 мм, что будет гораздо эффективнее, потому что боковая поверхность покрышек будет также, как и плоская часть с протекторами, участвовать в работе колеса.
Диски с низкопрофильной резинойТаким образом, перед установкой колёс на машину лучше всего проконсультироваться с профессиональным экспертом, который не только поможет правильно расшифровать все маркировки на дисках и резине, но и подобрать интересующие изделия в зависимости от типа авто, её статуса, а самое главное, места и способа его эксплуатации.
Данная процедура предлагается практически в каждом специализированном магазине, как правило, бесплатно. Часто у продавцов-консультантов имеется специальная компьютерная программа, в которую можно ввести исходные данные, и она покажет все варианты размерностей, подходящие для данной марки, и их наличие на складе.
Любой колёсный диск — важная деталь автомобиля, связывающая его с дорожным полотном через шину. В случае износа последней возникает необходимость приобретения новой резины, а для этого следует знать основные параметры самого диска, ведь данная информация не ограничивается лишь количеством отверстий под болты и диаметром обода, на которые чаше всего обращают внимание автолюбители. При этом, большинство неучитываемых параметров весьма существенны для безопасности вождения, а также сохранности подвески. Поэтому далее попробуем подробнее разобраться с ключевыми характеристиками колёсных дисков. Разбираем пример маркировки диска В первую очередь, покупая диски нужно знать, какие модели разрешены к установке на конкретный автомобиль, после чего изучить информацию о параметрах понравившихся образцов. В этом как раз и поможет умение читать нанесённую маркировку, которая является стандартной для дисков (литых и штампованных), производимых в классе легкотоннажного автотранспорта. Маркировка наносится соответственно регламенту UN/ECE124 на территории всех стран ЕС, и выглядит примерно следующим образом: 7,5 J х 15 Н2 5х100 ЕТ40 d54.1 Этот пример и расшифруем далее. Rim Width (посадочная ширина) «7,5» — посадочная ширина или дистанция между краями диска, измеряемая в дюймах. В пересчёте в метрическую систему получается 7,5*25,4=190,5 миллиметра. Следует отметить, что каждая покрышка имеет определённый диапазон допустимой (рекомендуемой) ширины обода. Оптимальной же данная ширина будет в наибольшем приближении к середине указанного диапазона. В противном случае могут возникнуть проблемы с бортированием авторезины, а также ухудшатся её характеристики. Flange (тип кромки) Литера «J» (могут встретиться: P, D, B, K, JK, JJ, J) содержит данные о закраине обода, в которых указывается информация о высоте и наклоне полок, радиусе закругления, конструкции и форме профиля. Сегодня наиболее распространенными типами закраин являются «J» и «JJ». Первые предназначены для моноприводных авто, вторые — для полноприводных. От типа закраины зависит установка покрышки, противодействие смещению в нештатной ситуации, а также масса компенсирующих грузов. В любом случае, оптимально, чтобы этот параметр совпадал с рекомендованным автопроизводителем. Разъёмность обода Символ «х» свидетельствует о неразъёмном (монолитном) виде колесного обода. В противном случае диск маркируется знаком «-«, что указывает на наличие нескольких комплектующих, на которые он разбирается при необходимости. Отметим, что неразъёмные конструкции более жёсткие и легкие, в сравнении с разборными. Маркировка «х» также свидетельствует, что данные диски ориентированы на оснащение эластичными покрышками, которые используются на легковых машинах и грузовиках малой тоннажности. Резина для больших грузовых автомобилей отличается жёсткостью и требует для установки диски составной конструкции, иначе становится невозможным монтаж на обод. Rim Diameter (диаметр монтажный) Следующая цифра «15» является показателем параметров посадочного обода под авторезину, исчисляемого в дюймах. Данный размер зачастую называют также радиусом диска. В процессе выбора и покупки шины необходимо следить, чтобы этот параметр абсолютно совпадал с соответствующим размером покрышки. Отметим, что диапазон рассматриваемых диаметров для обычных (стандартных) легковых авто и паркетников колеблется в пределах 13-21 дюймов. Hump (подкаты и выступы) Так называемые «хампы» (h3), или иначе кольцевые выступы, находятся с обеих сторон диска, и предназначены для фиксации на нём автомобильной резины бескамерного типа. Подкаты противодействуют оттоку воздуха из-под бескамерной шины при внешнем воздействии на неё. Помимо приведённого в примере и рассмотренного случая с «Н2» с двухсторонним расположением, встречаются подкаты следующих типов: Н — с единственной стороны диска. FH (Flat Hump) — с плоской формой. AH (Asymmetric Hump) — с асимметричным выступом. Pitch Circle Diameter, PCD (крепежные отверстия) В рассматриваемом случае обозначение «5х100» сообщает о расположении отверстий диска, предназначенных для его крепежа к оси автомобиля. Значения «5» и «100» указывают на число этих отверстий и диаметр окружности их расположения, соответственно. Для легкового автотранспорта количество данных отверстий может колебаться от 4-х до 6-ти, в то время, как стандартные диаметры окружности их расположения находятся в диапазоне 98 — 139,7 миллиметров. Следует помнить, что определить «на глаз» соответствие параметров диска и ступицы удаётся далеко не всегда, а неверный подбор способен спровоцировать перекос колеса, который приведет к откручиванию болтов или же биению. Einpress Tief, ET (вылет диска) Обозначение «ЕТ40» в данном случае определяет вылет диска, являющийся расстоянием между двумя плоскостями, проходящими через поверхность соприкосновения ступицы с диском и через центр сечения самого диска (поперечного), соответственно. Данное расстояние измеряется в миллиметрах. При этом, вылет может быть как положительным, так и отрицательным (ЕТ40, как в нашем случае, или к примеру ЕТ-25). Чтобы избежать возникновения внештатных экстренных ситуаций, вызванных внешними силами и способных разрушить диск и повредить подвеску, показатель вылета необходимо подбирать в полном соответствии с рекомендациями производителя конкретной марки автомобиля. Hub Diameter, DIA (посадочный диаметр) Маркер «d54.1» — это диаметр центрального отверстия колёсного диска, именуемый иначе посадочным или ступичным. Он указывается в миллиметрах, и для легкового автотранспорта колеблется в пределах 50-70 мм. Этот параметр очень важен, а потому должен полностью соответствовать пояску ступицы авто. В заключение необходимо сказать, что каждый из рассмотренных параметров автомобильного диска важен, и даже при малейшем отклонении от требований может возникнуть угроза интенсивного износа покрышки, что влечёт за собой появление риска связанного с полным разрушением резины в экстремальной ситуации, будь то крутой поворот или высокая скорость. По этой причине колёса личного автомобиля необходимо держать в идеальном состоянии и проверять перед каждым выездом. Также на диске могут быть указаны: JWL и VIA — что значат эти аббревиатуры в маркировке колесных дисков? Контроль качества и безопасности автомобильных колесных дисков всегда был очень важным. Именно по этой причине Министерство земельных ресурсов, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии (Ministry of Land, Infrastructure, Transport and Tourism (MLIT)) создало и применило на практике «Технические стандарты соответствия легкосплавных колесных дисков для легковых автомобилей» и «Технические стандарты соответствия легкосплавных колесных дисков для грузовых автомобилей и автобусов». Эти стандарты имеют ряд требований, которым должен соответствовать колесный диск, а так же определяет степень нагрузки, которую должен выдерживать диск. JWL-маркировка VIA-маркировка Для того, чтобы зарегистрироваться в системе, производитель обязан пройти ряд тестов. Этот процесс контролируется Японским советом по тестированию автомобильных дисков. Только продукты, прошедшие регистрацию VIA, получают право на маркировку с соответствующей аббревиатурой. В состав совета входят несколько организаций: Японская Алюминиевая Ассоциация (JAA), Отделение JAWA Комитета по контролю автозапчастей афтермаркет Ниппон (NAPAC), Независимая Японская Ассоциация Автоинспекции. Эти организации являются ключевыми в процессе контроля и стандартизации автомобильных колесных дисков. Сравнение испытаний по нормативам JWL VIA и UNECE (Европейская экономическая комиссия ООН): 1) Расчет индекса нагрузки для испытаний 2) Формулы расчета прилагаемой нагрузки Испытание качением В UNECE применяют 100% от расчетной нагрузки на 2000 км. (!) Имейте в виду, что в среднем испытание по нормативам UNECE больше на 800000-900000 циклов, что почти в два раза больше чем в JWL VIA. Испытание на удар Источник: wheel-info.ru, drive2.ru. |
Маркировка колёсных дисков и её расшифровка
Любой колёсный диск — важная деталь автомобиля, связывающая его с дорожным полотном через шину. В случае износа последней возникает необходимость приобретения новой резины, а для этого следует знать основные параметры самого диска, ведь данная информация не ограничивается лишь количеством отверстий под болты и диаметром обода, на которые чаше всего обращают внимание автолюбители. При этом, большинство неучитываемых параметров весьма существенны для безопасности вождения, а также сохранности подвески. Поэтому далее попробуем подробнее разобраться с ключевыми характеристиками колёсных дисков.
Разбираем пример маркировки диска
В первую очередь, покупая диски нужно знать, какие модели разрешены к установке на конкретный автомобиль, после чего изучить информацию о параметрах понравившихся образцов. В этом как раз и поможет умение читать нанесённую маркировку, которая является стандартной для дисков (литых и штампованных), производимых в классе легкотоннажного автотранспорта. Маркировка наносится соответственно регламенту UN/ECE124 на территории всех стран ЕС, и выглядит примерно следующим образом:
7,5 J х 15 Н2 5х100 ЕТ40 d54.1
Этот пример и расшифруем далее.
Rim Width (посадочная ширина)
«7,5» — посадочная ширина или дистанция между краями диска, измеряемая в дюймах. В пересчёте в метрическую систему получается 7,5*25,4=190,5 миллиметра. Следует отметить, что каждая покрышка имеет определённый диапазон допустимой (рекомендуемой) ширины обода. Оптимальной же данная ширина будет в наибольшем приближении к середине указанного диапазона. В противном случае могут возникнуть проблемы с бортированием авторезины, а также ухудшатся её характеристики.
Flange (тип кромки)
Литера «J» (могут встретиться: P, D, B, K, JK, JJ, J) содержит данные о закраине обода, в которых указывается информация о высоте и наклоне полок, радиусе закругления, конструкции и форме профиля. Сегодня наиболее распространенными типами закраин являются «J» и «JJ». Первые предназначены для моноприводных авто, вторые — для полноприводных. От типа закраины зависит установка покрышки, противодействие смещению в нештатной ситуации, а также масса компенсирующих грузов. В любом случае, оптимально, чтобы этот параметр совпадал с рекомендованным автопроизводителем.
Разъёмность обода
Символ «х» свидетельствует о неразъёмном (монолитном) виде колесного обода. В противном случае диск маркируется знаком «-«, что указывает на наличие нескольких комплектующих, на которые он разбирается при необходимости. Отметим, что неразъёмные конструкции более жёсткие и легкие, в сравнении с разборными.
Маркировка «х» также свидетельствует, что данные диски ориентированы на оснащение эластичными покрышками, которые используются на легковых машинах и грузовиках малой тоннажности. Резина для больших грузовых автомобилей отличается жёсткостью и требует для установки диски составной конструкции, иначе становится невозможным монтаж на обод.
Rim Diameter (диаметр монтажный)
Следующая цифра «15» является показателем параметров посадочного обода под авторезину, исчисляемого в дюймах. Данный размер зачастую называют также радиусом диска. В процессе выбора и покупки шины необходимо следить, чтобы этот параметр абсолютно совпадал с соответствующим размером покрышки. Отметим, что диапазон рассматриваемых диаметров для обычных (стандартных) легковых авто и паркетников колеблется в пределах 13-21 дюймов.
Hump (подкаты и выступы)
Так называемые «хампы» (h3), или иначе кольцевые выступы, находятся с обеих сторон диска, и предназначены для фиксации на нём автомобильной резины бескамерного типа. Подкаты противодействуют оттоку воздуха из-под бескамерной шины при внешнем воздействии на неё. Помимо приведённого в примере и рассмотренного случая с «Н2» с двухсторонним расположением, встречаются подкаты следующих типов:
- Н — с единственной стороны диска.
- FH (Flat Hump) — с плоской формой.
- AH (Asymmetric Hump) — с асимметричным выступом.
Pitch Circle Diameter, PCD (крепежные отверстия)
В рассматриваемом случае обозначение «5х100» сообщает о расположении отверстий диска, предназначенных для его крепежа к оси автомобиля. Значения «5» и «100» указывают на число этих отверстий и диаметр окружности их расположения, соответственно. Для легкового автотранспорта количество данных отверстий может колебаться от 4-х до 6-ти, в то время, как стандартные диаметры окружности их расположения находятся в диапазоне 98 — 139,7 миллиметров. Следует помнить, что определить «на глаз» соответствие параметров диска и ступицы удаётся далеко не всегда, а неверный подбор способен спровоцировать перекос колеса, который приведет к откручиванию болтов или же биению.
Einpress Tief, ET (вылет диска)
Обозначение «ЕТ40» в данном случае определяет вылет диска, являющийся расстоянием между двумя плоскостями, проходящими через поверхность соприкосновения ступицы с диском и через центр сечения самого диска (поперечного), соответственно. Данное расстояние измеряется в миллиметрах. При этом, вылет может быть как положительным, так и отрицательным (ЕТ40, как в нашем случае, или к примеру ЕТ-25). Чтобы избежать возникновения внештатных экстренных ситуаций, вызванных внешними силами и способных разрушить диск и повредить подвеску, показатель вылета необходимо подбирать в полном соответствии с рекомендациями производителя конкретной марки автомобиля.
Hub Diameter, DIA (посадочный диаметр)
Маркер «d54.1» — это диаметр центрального отверстия колёсного диска, именуемый иначе посадочным или ступичным. Он указывается в миллиметрах, и для легкового автотранспорта колеблется в пределах 50-70 мм. Этот параметр очень важен, а потому должен полностью соответствовать пояску ступицы авто.
В заключение необходимо сказать, что каждый из рассмотренных параметров автомобильного диска важен, и даже при малейшем отклонении от требований может возникнуть угроза интенсивного износа покрышки, что влечёт за собой появление риска связанного с полным разрушением резины в экстремальной ситуации, будь то крутой поворот или высокая скорость. По этой причине колёса личного автомобиля необходимо держать в идеальном состоянии и проверять перед каждым выездом.
PCD – что это? Расшифровка маркировки автодисков
При выборе новой обувки для своего автомобиля множество людей сталкиваются с непонятными обозначениями на ободе диска. Стандартные параметры все понимают: радиус колес, ширина профиля, сезонность. Но помимо них при покупке нужно учитывать и многое другое: диаметр посадочного отверстия, вылет диска, расположение крепежных отверстий. Все эти характеристики должны соответствовать параметрам вашего автомобиля. О том, что это – PCD колесного диска и как правильно выбрать новые диски, вы сможете узнать из этой статьи.
Маркировка дисков
Колесный диск является одним из самых важных деталей машины. Ведь именно колесо отвечает за сцепление с дорогой. От тандема «шина — диск» зависит многое: поведение машины на дороге, управляемость, расход топлива и, наконец, самое важное – ваша безопасность. Стоит ли говорить о том, что к выбору дисков стоит подходить с особой внимательностью?
Перед тем как покупать диски, нужно выяснить, какие из них подходят для вашего автомобиля. Сделать это можно, сравнив рекомендуемые параметры и цифры, которые указаны у изготовителя дисков. Вот пример маркировки диска: 8,5Jx15h3 PCD5*150 ET40 d54.1. С первого взгляда эти цифры вызывают ужас: сколько же всего они должны обозначать?
Первая цифра (8,5) указывает на ширину обода. Этот параметр необходим при подборе шин к дискам. Следующей за ней идет монтажный диаметр (15) – размер посадочного обода колеса под шину. Далее идет расположение крепежных отверстий (5*150). Первая цифра указывает на количество отверстий в диске, а вторая на диаметр окружности, на котором размещаются крепежные отверстия. Вылет диска (ЕТ) может быть как положительным, так и отрицательным. Производители рекомендуют автомобилистам строго соблюдать вылет диска, рекомендованный заводом-изготовителем. В противном случае под нагрузкой диск может просто разломаться. Последним идет диаметр посадочного отверстия, которое обычно бывает универсальным и подходит сразу для нескольких марок легковых авто.
PCD – что это?
В шиномонтаже часто можно услышать про разболтовку. Что это? PCD колесного диска расшифровывается как Pitch Circle Diameter – расположение крепежных отверстий. В народе он называется просто – параметры сверловки диска. Это не самая важная характеристика в колесах, но ее все равно необходимо знать. Сверловка подразумевает обработку детали с помощью механического воздействия. Специальным сверлом проделывают дырки в диске. Их глубина и расположение, а также диаметр играют важную роль при монтаже колес. PCD обозначает диаметр окружности в миллиметрах, на котором и расположены крепежные отверстия колеса.
На сегодняшний день существует довольно много способов сверловки колеса. Поэтому, если вы покупаете неоригинальную запчасть, лучше несколько раз убедиться в том, что она подходит для автомобиля вашей марки.
Сверловка дисков
Сверловка диска – очень специфичный параметр, который многие производители ставят в конец списка или не указывают вообще. И очень зря, ведь не только диаметр колеса влияет на технические характеристики машины. Дело в том, что именно с помощью крепежных отверстий диск закрепляется на ступице. Даже самые незначительные несовпадения могут повлечь за собой неприятные последствия. Вот некоторые из них:
- Биение машины.
- Отрыв колеса.
- Повышенная нагрузка на диск автомобиля и его последующие деформации.
Именно поэтому необходимо помнить о том, что это – PCD, и обязательно учитывать его перед покупкой дисков.
PCD на практике
Как на практике происходит подбор авто колес? Например, у вас есть автомобиль марки Mazda с крепежным отверстием 5*114,3 мм. Допустим, вы увидели в магазине диски, которые имеют параметры 5*111 мм. Вроде бы количество отверстий одинаковое, да и их размер отличается всего лишь на 3 миллиметра. Но эти миллиметры могут сыграть с вами невеселую шутку. В дорогих моделях машин, в которые обычно устанавливают литые диски, диаметр PCD может различаться на 0,5 мм. Встречаются и менее заметные отличия. У BMW сверловка PCD имеет параметр 5*120, а у «Ягуара» тот же показатель составляет 120,6 мм. Тем не менее диски одной фирмы не подойдут для другого автомобиля. Он исправно может проездить на них не один год, но детали будут постепенно изнашиваться, а дорога будет уже не такой гладкой.
Как определить PCD
Попробовать определить разболтовку диска можно и самому, на глаз. Но гораздо лучше сделать это с помощью специальных замеров, а еще лучше – передать это дело в руки специалистов. Количество крепежных отверстий можно посчитать сразу. А для определения диаметра крепежных отверстий понадобится штангенциркуль. В самом крайнем случае можно использовать и линейку или рулетку.
Для расчета используется формула PCD = const x N.
- N – расстояние между болтами;
- Const – постоянная величина, зависящая от количества болтов.
Важным нюансом является то, что замерять расстояние нужно от боковых (крайних) стенок отверстий.
Диаметр для автомобилей разных марок
Если у вас не получается самостоятельно определить параметры PCD колесного диска, то лучше всего будет уточнить информацию у производителя. Каковы же параметры PCD для автомобилей разных марок?
На новые модели Audi параметры разболтовки дисков всегда одинаковые и составляют величину 5*112 мм. На более старых моделях диаметр отверстий чуть меньше: 4*108 (до 1995 года). Немецкий производитель BMW имеет постоянный размер PCD 5*120. У популярного на российских дорогах Daewoo разболтовка зависит от модели и колеблется от параметра 4*110 до 4*114.3. Американский Ford имеет небольшой размер PCD авто колеса 5*108. Но чемпионом становится ВАЗ, который остановился на характеристике 4*98.
Что еще нужно знать про сверловку отверстий на диске
Диаметр центрального отверстия должен идеально подходить к посадочному диаметру ступицы. Если эти два параметра совпадают, проводится предварительное центрирование колеса на ступице. В дальнейшем это сильно облегчает установку колеса и закрутку болтов. Заканчивают центрирование сверкой совпадения отверстий для крепления колеса. Если параметры не совпадают, на шиномонтаже вам могут предложить выход – эксцентрик. Его конус свободно смещается, при этом одна часть располагается в крепежных отверстиях, а другая устанавливается в крепление ступицы. На такую меру можно пойти для временной замены дисков, но постоянно использовать эксцентрики не рекомендуется.
Советы специалистов
Производители обычно делают допустимые параметры сверловки PCD немного больше реальных. Из-за этого ошибиться в выборе правильного колесного диска становится еще проще. Чтобы такого не произошло, уточните информацию у производителей, а потом произведите замер сами. Такой двойной метод позволит уберечься от досадных ошибок. Например, на ступицу с параметрами 5*100 могут установить диск с PCD 5*98. Казалось бы, два миллиметра не сыграют значительной роли. Но в результате этого полностью затянута будет только одна гайка из пяти. Остальные же будут сидеть на ступице неплотно или с перекосом.
Самое главное — помнить, что установить колесные диски не на свой диаметр можно, и проблема от такого поступка проявит себя не сразу. Но из-за неполной усадки колесо будет незаметно мотать из стороны в сторону, что в итоге может привести к весьма серьезным последствиям. Причем рассказать о неполадках вам не смогут даже в шиномонтаже, так как обычно даже специалисты не способны заметить такие незначительные отклонения. Если же вы планируете использовать переходные кольца при установке дисков, лучше откажитесь от этой идеи. Вмешательство в конструктив машины может быть просто опасно.
Как правильно выбрать диск
Помимо PCD существует и ряд других нюансов, на которые необходимо обращать внимание при выборе правильных дисков. Нужно знать ширину и диаметр, размер вылета, диаметр ступицы автомобиля. Чем точнее эти данные будут совпадать с рекомендованными характеристиками производителей, тем лучше. Узнать эти параметры можно по каталогам или путем самостоятельного замера. Если вы решитесь измерять характеристики диска самостоятельно, будьте особенно внимательны.
К сожалению, у автомобилей разных марок все эти характеристики могут довольно сильно отличаться. Поэтому ставить на Ford диски от Mazda очень неосмотрительно. Даже если они подойдут по диаметру, этим сходство и ограничится. Диски разных марок сильно отличаются между собой, именно поэтому специалисты рекомендуют покупать только оригинальные колеса у проверенных поставщиков.
Заключение
PCD очень сильно влияет на крепеж колеса. Лучше всего устанавливать на автомобиль диски, рекомендованные заводом-изготовителем. Если же такой возможности нет, постарайтесь подобрать диски с параметрами, максимально приближенными к ним. Так вы обезопасите свою жизнь и продлите срок службы колес автомобиля.
Что такое вылет диска как его определить возможные отклонения
Наряду с прочими геометрическими параметрами, у автомобильных дисков есть один, очень хитрый размер. Он может сделать диск неподходящим для установки на автомобиль, даже если все остальные размеры соответствуют, и он успешно установлен на ступицу. Многие не понимают важности данной характеристики, поэтому мы и решили разъяснить, что такое вылет на дисках простыми словами. Рассмотрим, насколько этот параметр может отклоняться от того варианта, который определил изготовитель автомобиля, и какие последствия ждут автовладельца, если грубо нарушать его рекомендации.
Диск с отрицательным вылетом
Что такое вылет и как его определить
Консультанты в магазинах, торгующих колёсами, как правило говорят, что незначительное отклонение вылета диска от рекомендованного допустимо. Если понравившаяся модель по остальным размерам подходит, покупателю предложат произвести примерку. Если диск свободно садится на ступицу, не цепляя при вращении арку, автовладельца уверяют, что диски можно смело использовать. Так ли это на самом деле, и нет ли тут подводных камней? Чтобы получить ответ на этот вопрос, разберёмся сначала, что такое вылет на дисках.
Вылет обозначается буквами et, к которым добавлены одна или две цифры, и прописывается на оборотной стороне диска. Что это значит?
Вылет ЕТ на дисках – надпись на обороте
На фото снизу наглядно показано, что вылет диска et – это расстояние от центральной оси обода до его привалочной плоскости (места, где он крепится к ступице). Даже если на самом диске не будет указан параметр вылета, его можно определить самостоятельно, произведя всего два замера: общей ширины диска в миллиметрах (А) и расстояния от тыльной грани до плоскости крепления к ступице (Б). Если из Б вычесть А:2, мы и получаем размер вылета.
Вылет дисков — как понять
Примечание: Если величина Б окажется меньше половины ширины диска А, вылет будет со знаком минус. Если равны, то нулевой. Но чаще всего он положительный — во всяком случае, у машин малого и среднего класса. Вылеты, стремящиеся к нулю и к минусу характерны в основном для внедорожников.
Что такое вылет ет на литых дисках: варианты с плюсовым, нулевым и отрицательным значением вылета
Вылет диска: допустимые отклонения
Так как вылет формирует дистанцию между расположенными на одной оси центрами колёс, он и определяет ширину колёсной базы. Все остальные параметры диска (диаметр, разболтовка, DIA), и уж конечно размеры покрышек, на величину вылета влияния не оказывают.
- Расстояние от ступицы до центра колеса (это и есть вылет диска ет), является плечом приложения силы. Исходя из его величины, конструкторы и рассчитывают нагрузки на подвеску автомобиля.
- На ней негативно отражается любая смена длины этого плеча, из чего можно сделать вывод, что ЕТ на дисках должен быть неизменным.
- Даже при небольших расхождениях условия работы узлов подвески меняются, и на них они вовсе не рассчитаны. От таких перемен срок службы этого механизма снижается, а в критической ситуации он может и вовсе разрушиться.
Примечание: Часто уверения продавцов в том, что et на дисках можно варьировать «в пределах допустимого», не более чем попытка продать не то что идеально подходит вашему автомобилю, а то, что есть в наличии. Но это не всегда так.
Когда менять вылет можно
Варьировать вылеты можно только в том случае, когда это допускает сам производитель. В этом случае, в руководстве по эксплуатации автомобиля будут прописаны все возможные размеры дисков.
Приведём пару наглядных примеров:
- KIA Sportage SL 2.0 CRDI 2015 г/в.
В заводской комплектации этого автомобиля присутствует только три типоразмера дисков:
6.5J x 16 5*114.3 ET31
6.5J x 17 5*114.3 ET35
7J x 18 5*114.3 ET40
Они не только разного диаметра, но и разной ширины, поэтому ет на колесных дисках имеют разные значения. Производитель же определяет и допустимые отклонения от данных параметров, предлагая таблицу с конкретными вариантами замены.
В данном случае, список такой:
6J x 16 5/114.3 ET40
6.5J x 16 5/114.3 ET36
6.5J x 17 5/114.3 ET37
7J x 16 5/114.3 ET36
7J x 17 5/114.3 ET36
7J x 18 5/114.3 ET38
7.5J x 17 5/114.3 ET32
7.5J x 18 5/114.3 ET33
Мы видим, что при такой же ширине диска, как в заводской комплектации (6.5J x 16), ЕТ может быть не только 31, но и 36. Значит, все значения между этими цифрами будут подходящими, и нагрузки подвески на такой вылет рассчитаны. Но ЕТ36 – это максимум, который может незначительно меняться в большую сторону только при увеличении ширины и диаметра колеса.
- Второй пример — LADA Granta HB Hatchback 1.6 2019 г/в.
В заводской комплектации этого автомобиля предлагаются диски:
5.5Jx14 4/98 ET35
6Jx15 4/98 ET35
На замену:
5Jx14 4/98 ET35
5.5Jx15 4/98 ET35
6Jx14 4/98 ET35
В вариантах замены мы видим только более узкую ширину. Вылеты везде остаются одинаковыми, поэтому ясно, что на другие их значения машина не рассчитана, и менять их по своему усмотрению нельзя.
Так что, в вопросе замены значения вылета при подборе дисков, ориентируйтесь исключительно на рекомендации производителя.
«Как расшифровать размер диска 16×61 /2j?» – Яндекс.Кью
Пример маркировки шины: 205/55 R16 94H XL
205 – ширина профиля шины в миллиметрах. Здесь – 205 мм.
55 – высота профиля шины в процентах от его ширины. То есть в нашем случае: 55% от 205 мм = 112,75 мм.
Поскольку профиль шины — это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 205/55
R16 захотите поставить автошины с размером 215/55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто).
Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82%, и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.
R – указывает на конструкцию шины. В данном случае шина радиальная – по расположению нитей корда каркаса шины.
Многие ошибочно полагают, что R — означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.
16 – диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.
94 – индекс нагрузки (он же «индекс допустимой грузоподъемности шины»).
H – индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.
XL – усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.
Формулы стандартного отклонения
Отклонение просто означает, насколько далеко от нормы
Стандартное отклонение
Стандартное отклонение — это показатель того, насколько разброс наши номера .
Вы можете сначала прочитать эту более простую страницу о стандартном отклонении.
Но здесь мы объясняем формулы .
Символ стандартного отклонения — σ (греческая буква сигма).
Это формула для стандартного отклонения:
Что говорите? Объясните, пожалуйста!
ОК. Давайте объясним это шаг за шагом.
Допустим, у нас есть набор чисел вроде 9, 2, 5, 4, 12, 7, 8, 11.
Чтобы вычислить стандартное отклонение этих чисел:
- 1. Определите среднее (простое среднее номеров)
- 2. Затем для каждого числа: вычтите Среднее и возведите результат в квадрат
- 3.Затем вычислите среднее значение из этих квадратов разностей.
- 4. Извлеките из этого квадратный корень и готово!
Формула фактически говорит обо всем этом, и я покажу вам, как это сделать.
Объяснение формулы
Во-первых, у нас есть несколько примеров значений для работы:
Пример: У Сэма 20 кустов роз.
Количество цветков на каждом кусте
9, 2, 5, 4, 12, 7, 8, 11, 9, 3, 7, 4, 12, 5, 4, 10, 9, 6, 9, 4
Определите стандартное отклонение.
Шаг 1. Определите среднее значение
В приведенной выше формуле μ (греческая буква «мю») — это среднее всех наших значений …
Пример: 9, 2, 5, 4, 12, 7, 8, 11, 9, 3, 7, 4, 12, 5, 4, 10, 9, 6, 9, 4
Среднее значение:
9 + 2 + 5 + 4 + 12 + 7 + 8 + 11 + 9 + 3 + 7 + 4 + 12 + 5 + 4 + 10 + 9 + 6 + 9 + 4 20
= 140 20 = 7
Итак:
мк = 7
Шаг 2.Затем для каждого числа: вычтите Среднее и возведите результат в квадрат
Это часть формулы, которая гласит:
Итак, что такое x и ? Это отдельные значения x 9, 2, 5, 4, 12, 7 и т.д …
Другими словами x 1 = 9, x 2 = 2, x 3 = 5 и т. Д.
Итак, сказано: «для каждого значения вычтите среднее и возведите результат в квадрат», например,
Пример (продолжение):
(9–7) 2 = (2) 2 = 4
(2–7) 2 = (-5) 2 = 25
(5–7) 2 = (-2) 2 = 4
(4-7) 2 = (-3) 2 = 9
(12-7) 2 = (5) 2 = 25
(7-7) 2 = (0) 2 = 0
(8–7) 2 = (1) 2 = 1
… и т.д …
И получаем такие результаты:
4, 25, 4, 9, 25, 0, 1, 16, 4, 16, 0, 9, 25, 4, 9, 9, 4, 1, 4, 9
Шаг 3. Затем вычислите среднее значение квадратов разностей.
Чтобы вычислить среднее значение, сложите все значения , затем разделите на сколько .
Сначала сложите все значения из предыдущего шага.
Но как сказать в математике «сложить все»? Используем «Сигма»: Σ
Удобная сигма-нотация позволяет суммировать столько терминов, сколько мы хотим:
Сигма-нотация
Мы хотим сложить все значения от 1 до N, где N = 20 в нашем случае, потому что есть 20 значений:
Пример (продолжение):
Это означает: суммировать все значения от (x 1 -7) 2 до (x N -7) 2
Мы уже вычислили (x 1 -7) 2 = 4 и т. Д.на предыдущем шаге, поэтому просто суммируйте их:
= 4 + 25 + 4 + 9 + 25 + 0 + 1 + 16 + 4 + 16 + 0 + 9 + 25 + 4 + 9 + 9 + 4 + 1 + 4 + 9 = 178
Но это еще не среднее значение, нам нужно разделить на сколько , что делается на умножение на 1 / N (то же самое, что деление на N):
Пример (продолжение):
Среднее значение квадратов разностей = (1/20) × 178 = 8,9
(Примечание: это значение называется «дисперсией»)
Шаг 4.Извлеките квадратный корень из этого:
Пример (завершение):
σ = √ (8,9) = 2,983 …
СДЕЛАНО!
Стандартное отклонение выборки
Но подождите, это еще не все …
… иногда наши данные — это всего лишь выборка всего населения.
Пример: У Сэма 20 кустов роз , но посчитал цветов только на 6 из них !
«Население» — всего 20 кустов роз,
и «образец» — это 6 кустов, цветы которых Сэм считал.
Допустим, у Сэма количество цветов:
9, 2, 5, 4, 12, 7
Мы все еще можем оценить как стандартное отклонение .
Но когда мы используем выборку в качестве оценки для всей совокупности , формула стандартного отклонения меняется на:
Формула для Стандартное отклонение выборки :
Важным изменением является «N-1» вместо «N» (что называется «поправкой Бесселя»).
Символы также меняются, чтобы отразить, что мы работаем над выборкой, а не со всей генеральной совокупностью:
- Среднее значение теперь x (для выборочного среднего) вместо μ (среднее значение по совокупности),
- И ответ: с (для стандартного отклонения выборки) вместо σ .
Но это не влияет на расчеты. Только N-1 вместо N меняет вычисления.
Хорошо, давайте теперь вычислим стандартное отклонение выборки :
Шаг 1.Найдите среднее значение
Пример 2: Использование значений выборки 9, 2, 5, 4, 12, 7
Среднее значение: (9 + 2 + 5 + 4 + 12 + 7) / 6 = 39/6 = 6,5
Итак:
х = 6,5
Шаг 2. Затем для каждого числа: вычтите Среднее и возведите результат в квадрат.
Пример 2 (продолжение):
(9 — 6,5) 2 = (2,5) 2 = 6,25
(2 — 6,5) 2 = (-4,5) 2 = 20,25
(5 — 6,5) 2 = (-1.5) 2 = 2,25
(4 — 6,5) 2 = (-2,5) 2 = 6,25
(12 — 6,5) 2 = (5,5) 2 = 30,25
(7 — 6,5) 2 = (0,5) 2 = 0,25
Шаг 3. Затем вычислите среднее значение квадратов разностей.
Чтобы вычислить среднее значение, сложите все значения , затем разделите на сколько .
Но подождите … мы вычисляем стандартное отклонение Sample , поэтому вместо деления на количество (N) мы разделим на N-1
Пример 2 (продолжение):
Сумма = 6.25 + 20,25 + 2,25 + 6,25 + 30,25 + 0,25 = 65,5
Разделить на N-1 : (1/5) × 65,5 = 13,1
(Это значение называется «Выборочная дисперсия»)
Шаг 4. Извлеките квадратный корень из этого:
Пример 2 (завершение):
с = √ (13,1) = 3,619 …
СДЕЛАНО!
Сравнение
Когда мы использовали всю популяцию , мы получили: Среднее = 7 , Стандартное отклонение = 2.983 …
Когда мы использовали образец , мы получили: Среднее значение выборки = 6,5 , стандартное отклонение выборки = 3,619 …
Наше выборочное среднее было ошибочным на 7%, а наше стандартное отклонение выборки было ошибочным на 21%.
Зачем нужно брать образец?
В основном потому, что так проще и дешевле.
Представьте, что вы хотите знать, что думает вся страна … вы не можете спрашивать миллионы людей, поэтому вместо этого вы спрашиваете, может быть, 1000 человек.
Есть хорошая цитата (возможно, Самуэль Джонсон):
«Не обязательно есть животное целиком, чтобы знать, что мясо жесткое.»
Это основная идея отбора проб. Чтобы получить информацию о совокупности (такую как среднее значение и стандартное отклонение), нам не нужно смотреть на всех членов совокупности; нам нужен только образец.
Но когда мы берем образец, мы теряем некоторую точность.
Сводка
Население Стандартное отклонение: | ||
Образец Стандартное отклонение: |
VinylSavor: Тубус месяца: 6J5
Здравствуй!Сегодня мы внимательно рассмотрим средний мю-триод с косвенным нагревом, металлический тип 6J5 и его стеклянные эквиваленты 6J5G и 6J5GT.
Электрические характеристики 6J5 идентичны повсеместно распространенному 6SN7. Он содержит только один триод вместо двух, как в 6SN7. 6SN7 очень популярен среди производителей усилителей, а также нашел свое применение во многих коммерческих проектах. Для его популярности есть веские причины.Он очень линейный и имеет достаточно низкое сопротивление пластины, что делает его подходящим в качестве драйвера для усилителей мощности. Практически каждый, кто строит усилители, когда-то использовал или рассматривал 6SN7. Следовательно, это стало довольно дорого. Поэтому удивительно, что электрически идентичный 6J5 не пользуется большой популярностью и по-прежнему доступен по низким ценам.
В 6J5 используется восьмеричная основа. Распиновка изображена слева. Он имеет коэффициент усиления 20, который классифицирует его как средний мю триод. Сопротивление пластины составляет около 7 кОм, что позволяет использовать эту лампу с трансформаторной связью.Конечно, он одинаково хорошо подходит для использования в сочетании с LC или RC или в качестве катодного повторителя. Он очень часто используется в известных и когда-то популярных схемах SRPP и mu-Follower. Полную таблицу можно найти здесь. Хотя это очень хорошая трубка, я редко нахожу ее соответствующей моим потребностям. Как драйверная лампа в усилителе мощности, она имеет слишком маленький коэффициент усиления для двухступенчатой конструкции. Использование двух из них каскадно (или двух половин 6SN7) дает слишком большой выигрыш. Вот почему я предпочитаю лампы типа 6N7 в качестве драйверов для небольших выходных ламп.Для больших выходных ламп, таких как 300B или даже 211, где 6N7 имеет слишком высокий импеданс возбуждения, 6J5 тоже не намного лучше. Хотя, возможно, все еще подходит для 300B, я бы не стал рассматривать его для больших передающих трубок.
Давайте посмотрим на кривые пластины. Это то, что указано в даташите:
Это выглядит очень хорошо, давайте посмотрим, насколько реальность выдерживает это. Вот кривые реальной лампы 6J5GT, снятые с помощью измерителя кривой:
Прекрасная трубка, заслуживающая большего использования! Вот почему я буду использовать его в отдельном фонокорректоре, который основан на фонокорректоре моего предусилителя Octal.Он заменит 6N7 в этой цепи для получения более низкого выходного сопротивления, чтобы сделать эту фонокорректорную секцию автономной.
Есть еще одно хорошее применение 6J5. В усилителях мощности, которые используют обе половины 6N7 параллельно, 6J5 можно использовать без изменений. Сравните два вывода:
Нагреватели выведены на контакты 2 и 7 на обоих из них. Оба имеют катоды на контакте 8. И поскольку оба доступны в металлическом исполнении, контакт 1 либо подсоединен к металлической оболочке, либо не используется.В розетке, подключенной к 6N7, контакты 4 и 5 будут соединены вместе для входного сигнала. 6J5 имеет сетку на контакте 5, а контакт 4 не используется. Пластины 6N7 находятся на контактах 3 и 6, которые снова должны быть связаны вместе. 6J5 имеет пластину на контакте 3, а контакт 6 не используется. Отлично! Это означает, что 6J5 можно без каких-либо изменений подключать к розетке, подключенной к параллельному 6N7. Он также будет правильно смещаться в цепи для 6N7. Было бы только меньше выгоды. Это может быть полезно в системах со слишком большим усилением (обычная проблема).Я рекомендовал эту замену пользователям усилителей от меня, которые используют 6N7 в качестве драйвера, когда у них был предусилитель со слишком большим усилением.
Теперь давайте более подробно рассмотрим различные версии 6J5. Начнем с разновидности металлической оболочки:
И несколько крупных планов. У этой Сильвании красивый блестящий черный цвет:
General Electric:
Два варианта RCA:
6J5GT — стеклянная версия, GT — стеклянная трубка. Вот хороший от Дюмон:
Состав плиты:
Судя по всему, конструкция менялась со временем.У меня есть некоторые с геттером, примененным вверху, а некоторые с геттером внизу трубки:
Вот довольно своеобразный JAN 6J5WGT, сделанный Sylvania:
Имеет приятную коричневую миканольную основу:
Но что характерно в этой лампе, так это две структуры пластин внутри, как и следовало ожидать от двойного триода:
Если присмотреться, катод и сетка собраны только внутри одной из пластин. Лучше видно, когда трубка горит:
Очевидно, использовались те же инструменты и внутренняя структура, что и для 6SN7, вторая пластина оставалась внутри для механической устойчивости, но катод и сетка оставались снаружи.
Далее 6J5G в форме «коксовой бутылки» или плечевой формы (ST):
Другой вид:
Состав плиты:
Малый плавник на носке прикреплен к стержням, поддерживающим решетку. Обеспечивает дополнительное охлаждение сети.
А теперь давайте исследуем внутреннее устройство 6J5, как это уже стало традицией «Тюбика месяца». Внимание: если вас обидели фотографии, на которых видно разрушение вакуумной лампы, не читайте дальше.
Возьмем одну из металлических трубок, General Electric:
Основание легко снимается, если отогнуть металл на этих расстояниях:
Медленно открывая:
База отрывается:
Металлическая оболочка открывается как консервная банка тунца:
Часть пломбы исчезла:
Нарушение герметичной оболочки.Первый взгляд внутрь:
Уже видны электроды:
Извлечение триода из металлического корпуса:
Кольцо, удерживающее геттер:
Триодная система:
Сетка и катод сняты с пластины:
А крупным планом:
Показан масштаб шага сетки:
Еще один крупный план, расстояние между черными линиями 1 мм:
катод удален из сетки:
Катод и нагреватель:
Крупный план:
Это все, что у меня есть о 6J5.Надеюсь, вам понравилось. Оставайтесь с нами, чтобы увидеть схему фонокорректора с использованием этой лампы.
Как последний, 6J5 с панорамой:
С уважением
Томас
Конвертер шестнадцатеричного числа в десятичное
Из двоичный Десятичный шестнадцатеричный
к двоичный Десятичный шестнадцатеричный
Конвертер десятичных чисел в шестнадцатеричные ►
Как преобразовать из шестнадцатеричного в десятичное
Обычное десятичное число — это сумма цифр, умноженных на степень 10.
137 по основанию 10 равно каждой цифре, умноженной на соответствующую степень 10:
137 10 = 1 × 10 2 + 3 × 10 1 + 7 × 10 0 = 100 + 30 + 7
Шестнадцатеричные числа читаются так же, но каждая цифра учитывает степень 16 вместо степени 10.
Для шестнадцатеричного числа с n цифрами:
d n-1 … d 3 d 2 d 1 d 0
Умножьте каждую цифру шестнадцатеричного числа на соответствующую степень 16 и сумму:
десятичный = d n-1 × 16 n-1 +… + d 3 × 16 3 + d 2 × 16 2 + d 1 × 16 1 + d 0 × 16 0
Пример # 1
3B по основанию 16 равно каждой цифре, умноженной на соответствующую 16 n :
3B 16 = 3 × 16 1 + 11 × 16 0 = 48 + 11 = 59 10
Пример # 2
E7A9 по основанию 16 равно каждой цифре, умноженной на соответствующую 16 n :
E7A9 16 = 14 × 16 3 + 7 × 16 2 + 10 × 16 1 + 9 × 16 0 = 57344 + 1792 + 160 + 9 = 59305 10
, пример # 3
0.8 по основанию 16:
0,8 16 = 0 × 16 0 + 8 × 16 -1 = 0 + 0,5 = 0,5 10
Таблица преобразования шестнадцатеричных чисел в десятичные
Шестигранник основание 16 | Десятичное число основание 10 | Расчет |
---|---|---|
0 | 0 | – |
1 | 1 | – |
2 | 2 | – |
3 | 3 | – |
4 | 4 | – |
5 | 5 | – |
6 | 6 | – |
7 | 7 | – |
8 | 8 | – |
9 | 9 | – |
A | 10 | – |
B | 11 | – |
С | 12 | – |
D | 13 | – |
E | 14 | – |
F | 15 | – |
10 | 16 | 1 × 16 1 + 0 × 16 0 = 16 |
11 | 17 | 1 × 16 1 + 1 × 16 0 = 17 |
12 | 18 | 1 × 16 1 + 2 × 16 0 = 18 |
13 | 19 | 1 × 16 1 + 3 × 16 0 = 19 |
14 | 20 | 1 × 16 1 + 4 × 16 0 = 20 |
15 | 21 | 1 × 16 1 + 5 × 16 0 = 21 |
16 | 22 | 1 × 16 1 + 6 × 16 0 = 22 |
17 | 23 | 1 × 16 1 + 7 × 16 0 = 23 |
18 | 24 | 1 × 16 1 + 8 × 16 0 = 24 |
19 | 25 | 1 × 16 1 + 9 × 16 0 = 25 |
1A | 26 | 1 × 16 1 + 10 × 16 0 = 26 |
1Б | 27 | 1 × 16 1 + 11 × 16 0 = 27 |
1С | 28 | 1 × 16 1 + 12 × 16 0 = 28 |
1D | 29 | 1 × 16 1 + 13 × 16 0 = 29 |
1E | 30 | 1 × 16 1 + 14 × 16 0 = 30 |
1 этаж | 31 | 1 × 16 1 + 15 × 16 0 = 31 |
20 | 32 | 2 × 16 1 + 0 × 16 0 = 32 |
30 | 48 | 3 × 16 1 + 0 × 16 0 = 48 |
40 | 64 | 4 × 16 1 + 0 × 16 0 = 64 |
50 | 80 | 5 × 16 1 + 0 × 16 0 = 80 |
60 | 96 | 6 × 16 1 + 0 × 16 0 = 96 |
70 | 112 | 7 × 16 1 + 0 × 16 0 = 112 |
80 | 128 | 8 × 16 1 + 0 × 16 0 = 128 |
90 | 144 | 9 × 16 1 + 0 × 16 0 = 144 |
A0 | 160 | 10 × 16 1 + 0 × 16 0 = 160 |
B0 | 176 | 11 × 16 1 + 0 × 16 0 = 176 |
C0 | 192 | 12 × 16 1 + 0 × 16 0 = 192 |
D0 | 208 | 13 × 16 1 + 0 × 16 0 = 208 |
E0 | 224 | 14 × 16 1 + 0 × 16 0 = 224 |
F0 | 240 | 15 × 16 1 + 0 × 16 0 = 240 |
100 | 256 | 1 × 16 2 + 0 × 16 1 + 0 × 16 0 = 256 |
200 | 512 | 2 × 16 2 + 0 × 16 1 + 0 × 16 0 = 512 |
300 | 768 | 3 × 16 2 + 0 × 16 1 + 0 × 16 0 = 768 |
400 | 1024 | 4 × 16 2 + 0 × 16 1 + 0 × 16 0 = 1024 |
Конвертер десятичных чисел в шестнадцатеричные ►
См. Также
,примитивных типов данных (Руководства по Java ™> Изучение языка Java> Основы языка)
Язык программирования Java является статически типизированным, что означает, что все переменные должны быть сначала объявлены, прежде чем их можно будет использовать. Это включает в себя указание типа и имени переменной, как вы уже видели:
Это сообщит вашей программе, что поле с именем «шестерня» существует, содержит числовые данные и имеет начальное значение «1». Тип данных переменной определяет значения, которые она может содержать, а также операции, которые могут выполняться с ней.В дополнение к int
, язык программирования Java поддерживает еще семь других примитивных типов данных . Примитивный тип предопределен языком и назван зарезервированным ключевым словом. Примитивные значения не разделяют состояние с другими примитивными значениями. Язык программирования Java поддерживает восемь примитивных типов данных:
байт : Тип данных
байт
является 8-битовым целым числом с дополнением до двух со знаком. Он имеет минимальное значение -128 и максимальное значение 127 (включительно).Тип данныхбайт
может быть полезен для экономии памяти в больших массивы, где действительно важна экономия памяти. Их также можно использовать вместоint
, где их пределы помогают прояснить ваш код; тот факт, что диапазон переменной ограничен, может служить формой документации.short : Тип данных
short
представляет собой 16-битовое целое число со знаком в дополнительном коде. Он имеет минимальное значение -32 768 и максимальное значение 32 767 (включительно).Как и длябайта
, применяются те же правила: вы можете использоватькороткий
для экономии памяти в больших массивах в ситуациях, когда экономия памяти действительно имеет значение.int : по умолчанию тип данных
int
представляет собой 32-битное знаковое целое число с дополнением до двух, которое имеет минимальное значение -2 31 и максимальное значение 2 31 -1. В Java SE 8 и более поздних версиях вы можете использовать тип данныхint
для представления 32-разрядного целого числа без знака, минимальное значение которого равно 0, а максимальное — 2 32 -1.Используйте класс Integer, чтобы использовать тип данныхint
как целое число без знака. См. Раздел «Числовые классы» для получения дополнительной информации. Статические методы, такие какcompareUnsigned
,diverUnsigned
и т. Д., Были добавлены вInteger
Класс для поддержки арифметических операций с целыми числами без знака.long : Тип данных
long
— это 64-битное целое число с дополнением до двух. Длинный знак со знаком имеет минимальное значение -2 63 и максимальное значение 2 63 -1.В Java SE 8 и более поздних версиях вы можете использовать тип данныхlong
для представления беззнакового 64-битного типа long, который имеет минимальное значение 0 и максимальное значение 2 64 -1. Используйте этот тип данных, когда вам нужен более широкий диапазон значений, чем тот, который предоставляетсяint
.Long Класс
также содержит такие методы, какcompareUnsigned
,diverUnsigned
и т. Д., Чтобы поддерживать арифметические операции для значений типа unsigned long.float : Тип данных
float
представляет собой 32-битное число с плавающей запятой одинарной точности IEEE 754.Диапазон его значений выходит за рамки данного обсуждения, но указан в Раздел «Типы, форматы и значения с плавающей запятой» Спецификации языка Java. Как и в случае с рекомендациями длябайта
икороткого
, используйтес плавающей запятой
(вместоdouble
), если вам нужно сохранить память в больших массивах чисел с плавающей запятой. Этот тип данных никогда не следует использовать для точных значений, таких как валюта. Для этого вам нужно будет использовать java.math.BigDecimal вместо этого.Numbers and Strings охватываетBigDecimal
и другие полезные классы, предоставляемые платформой Java.double : Тип данных
double
представляет собой 64-битное число с плавающей запятой IEEE 754 двойной точности. Диапазон его значений выходит за рамки данного обсуждения, но указан в Раздел «Типы, форматы и значения с плавающей запятой» Спецификации языка Java. Для десятичных значений этот тип данных обычно выбирается по умолчанию. Как упоминалось выше, этот тип данных никогда не следует использовать для точных значений, таких как валюта.boolean : Тип данных
boolean
имеет только два возможных значения:true
иfalse
. Используйте этот тип данных для простых флагов, которые отслеживают истинные / ложные условия. Этот тип данных представляет один бит информации, но его «размер» не определен точно.char : Тип данных
char
— это один 16-битный символ Unicode. Он имеет минимальное значение'\ u0000'
(или 0) и максимальное значение'\ uffff'
(или 65 535 включительно).
В дополнение к восьми примитивным типам данных, перечисленным выше, язык программирования Java также обеспечивает специальную поддержку символьных строк через
java.lang.String класс. Заключение строки символов в двойные кавычки автоматически создаст новый объект String
; например, String s = "это строка";
. String
Объекты неизменяемые , что означает, что после создания их значения не могут быть изменены. Класс String
технически не является примитивным типом данных, но, учитывая особую поддержку, предоставляемую ему языком, вы, вероятно, будете думать о нем как о таковом.Вы узнаете больше о классе String
в
Простые объекты данных
Значения по умолчанию
Не всегда необходимо присваивать значение при объявлении поля. Поля, которые объявлены, но не инициализированы, будут установлены компилятором в разумные значения по умолчанию. Вообще говоря, это значение по умолчанию будет равно нулю или null
, в зависимости от типа данных. Однако использование таких значений по умолчанию обычно считается плохим стилем программирования.
В следующей таблице приведены значения по умолчанию для указанных выше типов данных.
Тип данных | Значение по умолчанию (для полей) |
---|---|
байт | 0 |
короткий | 0 |
внутренний | 0 |
длинный | 0L |
поплавок | 0,0f |
двойной | 0,0d |
символ | ‘\ u0000’ |
Строка (или любой объект) | null |
логический | ложный |
Локальные переменные немного отличаются; компилятор никогда не присваивает значение по умолчанию неинициализированной локальной переменной.Если вы не можете инициализировать свою локальную переменную там, где она объявлена, обязательно присвойте ей значение, прежде чем пытаться использовать. Доступ к неинициализированной локальной переменной приведет к ошибке времени компиляции.
Литералы
Вы могли заметить, что ключевое слово new
не используется при инициализации переменной примитивного типа. Примитивные типы — это особые типы данных, встроенные в язык; они не объекты, созданные из класса. Литерал — это представление исходного кода фиксированного значения; литералы представлены непосредственно в вашем коде, не требуя вычислений.Как показано ниже, можно присвоить литерал переменной примитивного типа:
логический результат = истина; char capitalC = 'C'; байт b = 100; короткий s = 10000; int i = 100000;
Целочисленные литералы
Целочисленный литерал имеет тип long
, если он заканчивается буквой L
или l
; в противном случае это тип int
. Рекомендуется использовать прописную букву L
, потому что строчную букву l
трудно отличить от цифры 1
.
Значения целочисленных типов byte
, short
, int
и long
могут быть созданы из int
литералов. Значения типа long
, превышающие диапазон int
, могут быть созданы из литералов long
. Целочисленные литералы можно выразить с помощью этих систем счисления:
- Decimal: База 10, цифры которой состоят из чисел от 0 до 9; это система счисления, которую вы используете каждый день
- Шестнадцатеричный: База 16, цифры которого состоят из цифр от 0 до 9 и букв от A до F
- Двоичный: база 2, цифры которой состоят из чисел 0 и 1 (вы можете создавать двоичные литералы в Java SE 7 и более поздних версиях)
Для программирования общего назначения десятичная система, вероятно, будет единственной системой счисления, которую вы когда-либо будете использовать.Однако, если вам нужно использовать другую систему счисления, следующий пример показывает правильный синтаксис. Префикс 0x
указывает на шестнадцатеричный, а 0b
указывает на двоичный:
// Число 26 в десятичном формате int decVal = 26; // Число 26 в шестнадцатеричном формате int hexVal = 0x1a; // Число 26 в двоичном формате int binVal = 0b11010;
Литералы с плавающей запятой
Литерал с плавающей запятой имеет тип float
, если он заканчивается буквой F
или f
; в противном случае его тип — double
и может дополнительно заканчиваться буквой D
или d
.
Типы с плавающей запятой ( float
и double
) также могут быть выражены с помощью E или e (для экспоненциальной записи), F или f (32-битный литерал с плавающей запятой) и D или d (64-битный двойной литерал; это является значением по умолчанию и по соглашению опускается).
двойной d1 = 123,4; // то же значение, что и d1, но в экспоненциальном представлении двойной d2 = 1.234e2; float f1 = 123.4f;
Символьные и строковые литералы
Литералы типов char
и Строка
может содержать любые символы Unicode (UTF-16).Если ваш редактор и файловая система позволяют это, вы можете использовать такие символы непосредственно в своем коде. Если нет, вы можете использовать «escape-последовательность Unicode», например '\ u0108'
(заглавная C с циркумфлексом) или «S = Se \ u00F1or»
(Sí Señor на испанском языке). Всегда используйте «одинарные кавычки» для символьных литералов
и «двойные кавычки» для строковых
литералов. Управляющие последовательности Unicode могут использоваться в любом месте программы (например, в именах полей), а не только в литералах char
или String
.
Язык программирования Java также поддерживает несколько специальных управляющих последовательностей для литералов char
и String
: \ b
(backspace), \ t
(tab), \ n
(перевод строки), \ f
(подача страницы), \ r
(возврат каретки), \ "
(двойная кавычка), \ '
(одинарная кавычка) и \\
(обратная косая черта).
Также существует специальный литерал null
, который можно использовать как значение для любого ссылочного типа. null
может быть присвоено любой переменной, кроме переменных примитивных типов. Вы мало что можете сделать со значением null
, кроме проверки его наличия. Поэтому null
часто используется в программах в качестве маркера, чтобы указать, что какой-то объект недоступен.
Наконец, существует также особый вид литерала, называемый литералом класса , образованный путем взятия имени типа и добавления « .class»
; например, String.class
.Это относится к объекту (типа , класс
), который представляет сам тип.
Использование символов подчеркивания в числовых литералах
В Java SE 7 и более поздних версиях любое количество символов подчеркивания ( _
) может появляться где угодно между цифрами в числовом литерале. Эта функция позволяет вам, например. для разделения групп цифр в числовых литералах, что может улучшить читаемость вашего кода.
Например, если ваш код содержит числа с большим количеством цифр, вы можете использовать символ подчеркивания для разделения цифр на группы по три, аналогично тому, как вы использовали бы знак препинания, такой как запятая, или пробел в качестве разделителя.
В следующем примере показаны другие способы использования символа подчеркивания в числовых литералах:
long creditCardNumber = 1234_5678_9012_3456L; long socialSecurityNumber = 999_99_9999L; float pi = 3.14_15F; длинный hexBytes = 0xFF_EC_DE_5E; длинные шестнадцатеричные слова = 0xCAFE_BABE; длинный maxLong = 0x7fff_ffff_ffff_ffffL; byte nybbles = 0b0010_0101; длинные байты = 0b11010010_01101001_10010100_10010010;
Знаки подчеркивания можно ставить только между цифрами; нельзя ставить подчеркивание в следующих местах:
- В начале или конце числа
- Рядом с десятичной запятой в литерале с плавающей запятой
- До
F
илиL
суффикс - В позициях, где ожидается строка цифр
Следующие примеры демонстрируют допустимые и недопустимые размещения подчеркивания (которые выделены) в числовых литералах:
// Недействительно: нельзя ставить подчеркивания // рядом с десятичной точкой поплавок pi1 = 3_.1415F; // Недействительно: нельзя ставить подчеркивания // рядом с десятичной точкой float pi2 = 3._1415F; // Недействительно: нельзя ставить подчеркивания // перед суффиксом L long socialSecurityNumber1 = 999_99_9999_L; // ОК (десятичный литерал) интервал x1 = 5_2; // Недействительно: нельзя ставить подчеркивания // В конце литерала int x2 = 52_; // ОК (десятичный литерал) int x3 = 5_______2; // Недействительно: нельзя ставить подчеркивания // в префиксе системы счисления 0x int x4 = 0_x52; // Недействительно: нельзя ставить подчеркивания // в начале числа int x5 = 0x_52; // ОК (шестнадцатеричный литерал) int x6 = 0x5_2; // Недействительно: нельзя ставить подчеркивания // в конце числа int x7 = 0x52_;,